Интересным постом небезызвестный М-Давид с варонлайна на днях разрозился - насколько это адекватно написано?
Украина в ее нынешнем варианте это типичное failed state, несостоявшееся государство.
Украина приобрела независимость в результате голосования "ЗА" самой многочисленной в парламенте фракции коммунистов. Причем надо знать украинских коммунистов - в советские времена в партийных кругах бытовала пословица "Если в Москве стригут ногти, в Киеве обрубывают пальцы" - и идеологически, и административно ЦК КП Украины был много жестче всесоюзных аналогов.
Отчего же эта замкнутая корпоративная каста, сформировавшаяся и живущая при советском строе, вдруг проголосовала за его ликвидацию?..
Советский Союз в определенной мере можно рассматривать, как открытое акционерное общество, где дивиденды выплачивались тем больше, чем большее общественное положение занимал человек.
Конечно, всегда были назначенцы, но в принципе, в СССР личный статус (а в месте с ним и спецпаек) нужно было заслужить.
Практически каждый советский генсек имел за спиной крупный системообразующий проект - целину, сибирские гиганты и прочая.
Однако, у такой системы были две чрезвычайно неприятные для ее номенклатуры особенности:
- заслуженный статус и связанные с ним материальные блага очень ограниченно можно было передать по наследству,
- номенклатура была подконтрольна (партийные комиссии, суд и прочая).
Соответственно, разваливая Союз, номенклатура решала две основные задачи:
- перевести существующий статус в частную материальную собственность, которую можно передать по наследству,
- избежать ответственности в ходе реализации этого процесса и после него.
Когда по Москве стали ездить танки, в Киеве проходили миллионные демонстрации под националистическими лозунгами.
Оказавшись между двух огней (московские танки и украинские националисты), украинские коммунисты поспешили возглавить бардак.
Получив независимость на шару, т.е. не пролив ни единой капли крови, без гражданской войны и не пройдя иных форм очистки, Украина в значительной степени законсервировала советскую проблематику, которую усугубили западные рекомендации, ибо Украина сразу попала под пристальное внимание и влияние американцев и европейцев, которые всегда более чем хорошо помнили, что при малейшей возможности Украину и Россию нужно держать порознь.
Реформы по-гайдаровски, в шоковом стиле, блестяще разрешили основные задачи, которые преследовала украинская номенклатура.
Приватизация, как и везде на пост-советском пространстве была проведена абсолютно криминальным путем, до сих пор в донецких терриконах находят окаменелости той эпохи.
Кучма, генеральный директор Южмаша, человек, который ногой открывал двери в ЦК КПСС, был последним украинским политиком, в том смысле, что он держал всех на равноудаленном пространстве от себя и не допускал монополии в своем окружении.
Он и законсервировал ситуацию до состояния полного застоя.
Нациков отодвинули, коммунистов прижали, начался режим "я сказал!..", во внешней политике - многовекторность.
Бурные девяностые сменились снулыми нулевыми.
Казалось все затормозилось и начало пережевывать самое себя, не находя иной пищи для поддержания своего существования.
Это было видно и в экономике (о ней чуть ниже), и в политике, и в культуре.
Независимая Украина не смогла сгенерировать новой культуры, исключая, некоторые направления музыки (поп-). А именно культура является базисом экономической и политической жизни.
Катастрофически резко снизился не только уровень творений, преподносимых творцами благодарной публике – очень опустился и уровень ее собственных запросов.
Народ барахтался, пытаясь выжить, все остальные вопросы померкли.
Братья Капрановы, известные украинские публицисты и издатели, как-то заметили, что издательства перестали выпускать сборники рассказов, так как (оказывается!) читателю трудно вникать в их содержание - увеличено количество героев и площадок действия (в среднем на одну страницу текста) по сравнению с романом, где пережевывается реальность на одного-двух персонажей.
Но даже в этой, с позволения сказать литературе, практически не встречалось ничего, созданного на украинском материале и изданного на украинском языке (как правило, что-то одно отсутствовало).
В общем, ни в одной сфере жизни не было начато ни одного нового серьезного проекта.
А некогда устойчиво идущие старые очень скоро начали буксовать.
Независимость Украина встретила как вторая по величине страна Европы, с мощнейшей промышленностью и сельских хозяйством, флотом, авиацией, крупнейшей группировкой ВС на континенте, четвертая ядерная держава мира.
Будучи расхватанным по частным рукам, все это просыпалось в кратчайшие сроки.
Произошло это по двум причинам:
- собственная убогость выгодоприобретателей,
- западные программы "экономического убийства", в частности, могильщик национальной предумышленности - налог на добавленную стоимость, который мгновенной сделал ее неконкурентноспособной, и породил устойчивые коррупционные схемы, в которых обращались ежегодно миллиарды долларов прибыли и взяток.
По рассказам знающих людей, Кучма спекся на втором сроке, стал откровенным пьяницей и коррупционером.
Тема временем, в силу мировой товарной конъюнктуры, наибольшую капитализированную массу стали набирать олигархи Восточного региона - сосредоточения тяжелой и химической промышленности, т.е. - фактически полные монополисты того, что шло на экспорт.
Кучма был перекуплен, и готовился сдать власть тем, кто гарантировал ему спокойную старость и кормушку.
Ситуация усугублялась тем, что верные птенцы кучмовского гнезда Юля и Ющенко, были завербованы американцами, и с 2000 года минимум фактически разворачивали программу оранжевой революции - все эти акции "Украина без Кучмы", кассетный скандал и прочее.
Под Ющенко, как под управляемую фигуру, убрали Вячеслава Черновола, лидера национально-демократического блока, и по отзывам, действительно толкового человека (автомобильная авария).
Ходили слухи, что последней каплей для американцев стало то, что Кучма вроде как толкнул на международный черный рынок вооружений одну или несколько ядерных БЧ, припрятанных при ядерном разоружении Украины.
Так или иначе, началась в мире началась американская программа зачистки диктаторов (Милошевич, Шеварнадзе, Кучма), и в 2004 году процесс престолонаследия в пользу "донецких" был несколько затруднен.
К оранжевой революции Украина подошла с огромной коррупцией, гигантской пропастью между богатыми и бедными, устранением даже намека на свободную конкуренцию и в расцвете «crony capitalism» - капитализма по-приятельски, т.е. выхода во власть дружественно-родственных кланов, которые ставят себя выше конкурентов не экономическими, а административными способами, полностью упавшей промышленностью, сельским хозяйством, разложенными силовыми структурами.
Фактически установился дикий феодализм (с расстрелами не туда зашедших крестьян), который от окончательного свинства удерживала только формальная представительская демократия в качестве государственного строя - ибо перед избирателем перед выборами все-таки приходилось изображать видимость "хорошо".
Но критического уровня упало качества управления не только экономикой, но и обществом в целом.
Многочисленные проблемы игнорировались или решались методом хаотичного латания дыр, отчего они лишь временно отступали, по сути углубляясь.
Когда Данилыча сняли, а Януковича отодвинули, к власти пришла комсомольская команда тандема Ющенко/Тимошенко.
Это были выдающиеся коррупционеры, которые были напитаны всеми чертами кучмовского режима, кроме одного: они не были крепкими хозяйственниками старой советской закалки.
Кроме того, они пришли под национальными лозунгами, которые нужно было как-то отрабатывать.
После инаугурации Ющенко взятки сразу увеличились втрое.
Тут же были испорчены отношения с Москвой и из-за проблем с газом, украинская промышленность начала терять куцие остатки рентабельности.
Украина полезла в долги, под политическую жвачку, становясь пиявкой Евросоюза и донорских международных организаций.
Через год народ, сладострастно вопивший на Майдане "-Ющенко! Ющенко!" стал плевать в портреты Ющенко.
В 2008 грянул кризис, Украина девальвировала валюту почти вдвое, и начался коллапс "среднего класса" - рекламщиков, пиарщиков, менеджеров, частных предпринимателей и пр.
Народ попал на кредиты, прокатилась волна акций и к следующим президентским выборам в качестве основных фаворитов подошли только Юля и Янукович.
К тому времени они отобрали у Ющенко (общим голосованием своих фракций в парламенте) значительную часть президентских полномочий, и готовились к решающей схватке.
Народ с небольшим разрывом проголосовал за Яныка.
Во-первых к тому времени, благодаря Ющенко, установился очень четкий паттерн "националистическое - суть дурноватое", а во-вторых, народ решил, что с бандитами легче договариваться, нежели с фашисткой.
А Юля - конкретная фашистка муссолиниевского толка: "- Одна партия, одна газета, один вождь", фанатичная, нечеловеческая жажда власти, абсолютная беспринципность.
Теперь "...бандиты у власти".
По старинному методы крысоловов, они тут же обеспечили в стране полицейский режим - на каждом метре милиционер, количество уголовных дел, особенно против юлиных - огромно, под угрозой тюрьмы ходят сама Юля.
Вопреки устоявшемуся мнению идеалом Януковича является Лукашенко, а не Путин.
Была отдана команда, чтобы к следующим выборам "...все было как в Белоруссии", разве, что для страху и альтернативы держать парочку националистических партеек, которые будут пугать общество своими злобными заявлениями.
Расчищается политическое поле, отбирается бизнес оппонентов, их ставят на счетчик. Все делается через правоохранительные органы под лозунгом "...борьбы с коррупцией".
В парламенте за ПР - большинство, проводится практически любой закон.
Ситуация для регионалов и их союзников несколько усугубляется следующими основными факторами:
- Москва осталась все такой "...сволочью", как и при Ющенко и при Кучме, потому, что это ее фирменный стиль. Регионалами были сделаны огромные уступки, а цена на газ (основной политический и экономический аргумент) - неуклонно растет,
- Запад начеку. Денег нет, страна давно уже в (пока) необъявленном дефолте, а если "...мало демократии" - возникает угроза недополучения новых денег. Поэтому Янукович вынужден делать некоторые реверансы - например, недавно приняли закон о доступе к публичной информации, согласно которому, госорганы стали подотчетны письменным запросам граждан,
- имеет место быть серьезный конфликт внутри самих регионалов, борются разные группировки, всем не хватает, а в кризис - особенно,
- они слишком (органически) ненавидят все украинское, чтобы править Украиной без сучка и задоринки, по психотипу - они типичные советские функционеры периода упадка и разложения советской власти,
- экономический кризис усугубляется, они вынуждены высасывать из народа последнее, идти на непопулярные меры, закручивать гайки, что уже привело к резкому падению их рейтинга.
______________________________________________
Теперь мой прогноз (который я никому не навязываю):
Регионалы на радостях допустили серьезнейшую ошибку - они стали давить народ и идеологически, и экономически, а делать такие вещи, и остаться в живых, можно только поодиночке - что-нибудь одно.
Недавно на Западной Украине произошел любопытный случай - гаичники остановились в одном селе поколядовать, обобрали две машины, как вдруг подъехали со стволами местные мужики, дали звезды, оборвали погоны, отобрали ксивы и личное оружие, сожгли (!) машину и пинками отправили служивых на трассу.
Случай этот, несмотря на всю его вопиющесть - замяли, он совпал по времени с гонениями на националистов за "...взрыв памятника Сталину в Запорожье", а в ответ на эти гонения ЗУ не на шутку осатанела.
Как говорится, оперативная обстановка там сделалась реально тревожной.
Здесь нужно учесть национальный характер украинского народа.
Публика мирная и работящая, хозяйственная, до последнего момента, если нет реальной угрозы существования нации, будет уклоняться от бунта и как-то пытаться устроиться.
Но если забрать у нее возможность реализовать себя в труде (причем в таком виде труда, который лично интересен) и в быту, у народа возникает ощущение, что его хотят уничтожить, как таковой.
И вот тогда включаются механизмы генетической памяти, которая активизируется, оживает в моменты наибольшей угрозы выживанию.
Тогда мирный хохол превращается в то, что так хорошо закрепилось в исторической памяти братского польского, еврейского и русского народов.
Сегодня угроза выживанию нации есть, она очевидная и недвусмысленная.
В украинцах просыпается фанатическая преданность своему народу и Родине на уровне самых глубоких инстинктов, не управляемых сознанием.
Как писал один турецкий наблюдатель абордажной атаки козаками турецкого флота: "...Любой, который взглянул бы на это, решил бы, что эти люди просто не знают, что такое смерть".
Угроза свободе и независимости сейчас есть, угроза потерять свою национальную самоидентификацию тоже есть, есть угроза потерять свои исконные земли, Родину, все это усугубляется социально-экономическим кризисом, значит, сопротивление нации и народа будет выдающимся.
Я думаю, в самое ближайшее время (год-два), события Египте на фоне событий в Украине покажутся утренней прогулкой под ласковым весенним солнышком младшей ясельной группы детсада номер восемь.