От редакции
В центре большого города ежедневно менты останавливают приезжих, например с Кавказа, и начинают трясти их на предмет регистраций, билетов, денег и т.п. А сколько тех же приезжих страдает по наивности когда их обыграют в лохотрон, наперсток, обворуют карманники на рынке или оберут до нитки “таксисты” в аэропоту. Эти опасности вполне заслуживают того, чтобы по ним написать памятку-инструкцию по выживанию среди злобных, негостеприимных, алчных и диких горожан.
Опасности, которые подстерегают приезжих в городах, мало заметны тем, кто в городах живет (а это большинство посетителей этого сайта). Просто мы к этому привыкли, да и всякий криминальный и ментовский элемент к нам не пристает – рядом полно более легкой добычи, над которой можно совершенно безнаказанно поглумиться.
Зато мы очень хорошо замечаем и запоминаем неприятные ситуации, в которые попадаем, когда проявляем неосторожность при общении с местными хулиганами в горах.
Хулиганье есть повсюду и схлопотать проблем можно везде – и в горах, и в городе. В городе, возможно, даже больше всяких условностей и проблем.
Поскольку этот сайт прежде прежде всего о горах, поэтому в этой статье пойдет речь о тех проблемах, которые могут возникнуть в горах и прежде всего на Кавказе, поскольку это самый посещаемый у нас горный район и к тому же густонаселенный.
Предисловие это адресовано тем, кто попытается усмотреть в статье разжигание межнациональной розни. Специально поясняем – ее тут нет. В общих интересах сделать так, чтобы общения между приезжими и коренным населением (будь то горы или город) оставляли только приятные воспоминания и поэтому следует заранее предупредить приезжих о возможных подвохах, которые могут случиться с путешествующими. Не зная характера и обычаев местного населения, не зная потенциальных проблем, которые могут возникнуть при встрече с хулиганьем, пьяными или полубандитами, можно не рассчитывать на благополучный исход.
Ну и в любом случае, знание местной культуры и обычаев – это просто элемент уважения к тому краю, по которому путешествуешь.
Автор: Ольга Неподоба,
руководитель команды "Форпост", Краснодар
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ну вот и закончен сезон!
Мы вернулись по домам, каждый со своими мыслями, выводами, удачами, победами, кто-то с разочарованиями и потерями – но… мы вернулись домой. И значит – основная и главная задача любого путешествия выполнена. Все живы и здоровы. И надо чтоб так было всегда.
Все то, о чем я хочу сказать – это не попытка навязать какую-то собственную идею-фикс, это – лишь повод для размышлений, и моя цель - попытаться всем вместе, братья-туристы, альпинисты и все, кто ходит в горы – призадуматься.
Человеческий фактор. Кавказ. Встреча с человеком на горной тропе. Теория безопасности.
Выводы сделаны на основе личного опыта (16 лет горного стажа из них 14 руководительского, ну это не в смысле хвастовства, а в смысле того, что этот опыт имеется) и некой личной статистики – поэтому я сразу прошу прощения у всех за возможные неточности и неоднозначные моменты. Не спорю – их много, не спорю – в любых правилах есть исключения.
НО… система, которую я хочу предложить вашему вниманию, – РАБОТАЕТ. И не раз выручала в трудных ситуациях не только мою команду, но других, которые кое-что из всего этого приняли во внимание.
И еще – я прекрасно понимаю, на какой тонкой грани вообще держится обсуждение подобных тем. Я прекрасно отдаю себе отчет, что любое касание национальных вопросов, дело настолько щепетильное, что очень легко услышать обвинение в весьма нелицеприятных вещах.
НО…Я всей душой уважаю Кавказ, его народы, и именно поэтому, считаю недостойным стеснительно краснеть и мямлить, там, где говорить надо жестко и напрямую. Говорить так, как с настоящим другом, который поймет и примет твои слова, как бы болезненно они не звучали.
Именно моя любовь и уважение к этому краю заставляют писать – я хочу, что бы кучки негодяев (которые есть в каждом народе) не портили то прекрасное, что Кавказ нам всем дает.
И чтоб люди ходили в горы и возвращались только с чистыми и светлыми воспоминаниями.
Ну вот, на этом я закончу предисловие и, пожалуй, начну.
КРАТКИЙ ГЕО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Для начала определимся в терминах.
Под словом “местный” подразумевается любой незнакомый человек, кроме туристов, альпинистов, спасателей, которого встречает группа, после момента выезда из своего города. Потому что по правилам нашей команды – поход начинается тогда, когда за тобой закрывается дверь твоего дома и заканчивается, когда ты входишь обратно в эту дверь.
Под словом “группа”, подразумевается здравомыслящий коллектив горовосходителей (не важно туристов, альпинистов, скалолазов), который занимается кроме всей остальной, еще и психологической подготовкой похода, хоть на самом примитивном уровне. То есть управляемое сообщество людей с лидером, объединенное общей целью.
Под словом “Кавказ” – подразумевается та, условно благополучная часть Северного Кавказа, которая все еще доступна для путешествий.
Следует четко разделять две основные территориально психологические характеристики:
местные в “курортных зонах” (известные, многолюдные места, альплагеря, базы, исторически связанные с туристами) и
местные в “диких” местах – высокогорные долины, которые за постсоветский период достаточно мало посещаются человеком с рюкзаком.
В “курортной зоне” турист воспринимается как “доход”, к нему в основном лояльны, грабить и запугивать его не выгодно, хотя это абсолютно не значит, что вы не нарветесь.
В “дикой зоне” – турист может быть воспринят как “добыча”, либо вы можете встретить там достойных людей, которые надолго останутся вашими друзьями.
Аксиома – Кавказ нельзя предсказать. Его нужно знать.
Итак. Вернемся к нашему атласу.
Западный Кавказ
Психологический портрет: самое основное и главное – люди здесь наиболее непредсказуемы. Эмоциональные, общительные, достаточно открытые и достаточно бесхитростные, живо откликаются на любое действие извне, артистичные, яркие, сильные. То, что ты знаешь человека годами, абсолютно не означает, что можно расслабляться. “Переклинить” может в любой момент.
Короче – местный в этих краях человек настроения. Он может с себя последнюю рубашку снять, показывать чудеса искреннего гостеприимства, героически тебе помогать, – если у него сегодня такая волна в голове.
При чем подчеркиваю – это действительно искренне, от души.
Если пошла волна негатива – все. Пиши-пропало.
Разрешить дело миром будет очень сложно. Культурный уровень достаточно дикий, когда я говорю о культуре, подразумевается уровень общей культуры, система неких духовных ценностей, которая имеет влияние в данном обществе.
Могут говорить все, что угодно, в чем угодно клясться – но главное, тот всплеск, что на данный момент имеет на него влияние.
“Бандитские приоритеты” – женщины. Не шмотки, а именно ваши девушки являются объектом наиболее пристального внимания.
Если нет женщин – игра. Игра на ваших слабостях, эдакие психологические кошки-мышки без явной цели. Бессмысленное, на первый взгляд, “низведение” чужака ниже уровня городской канализации – подтверждение собственной значимости.
Поэтому, правило номер один – на Западном Кавказе, а лучше и на всем остальном, девушка должна выглядеть так, чтоб, если у местного будет выбор между ней и бараном, должен выбрать барана (тема “женщина в горах” – пойдет отдельной главой этого околонаучного труда).
Отношение к алкоголю – в чистом поле найдет ящик водки, будет тебя поить до одури, отвязаться чрезвычайно сложно. Причем себе наливает чуть-чуть, а тебе – полный стакан. Идея застолья – наливать русской свинье, пока она не свалится, после этого можно воспользоваться ее женщинами, а русская свинья будет потом чувствовать свою вину в произошедшем. Или просто поторжествовать над униженным положением этих праздных гуляк с рюкзаками, которые олицетворяют все то, чего у них нет.
Правило номер один – ПИТЬ С МЕСТНЫМИ НИ ПРИ КАКОМ РАСКЛАДЕ НЕЛЬЗЯ!
Ньюанс: если ты отказался, а потом тебя уговорили – считай, что ты изначально проиграл. Ты изменил одному своему слову, значит ты слаб. Ты не мужчина. Ты дешевка, которую можно “разводить” дальше.
Одна из важных характеристик – то ли вследствие гиперэмоциональности, то ли еще каких причин – местными повелевает “великий бог Скучно”. Доля корыстной мотивации незначительна. В основе всего стоит именно желание поразвлечься.
Поэтому логическими путями прервать конфликт тяжело. Отдашь снарягу, найдут тысячу причин продолжать веселье.
Итак, местная особенность: их интересует не столько материальный предмет конфликта, а сам процесс. Поэтому конфликты на Западном Кавказе наиболее трудно поддаются мирному улаживанию и наиболее опасны по последствиям.
Пример. Год 1999. Май.
Закончив поход 4 к.с. наша команда спустилась с Эльбруса в альплагерь “Узункол”.
Там стоял наш “УАЗик” – мы обычно, после развоза заброски, оставляли машину в конце маршрута. Нас пятеро, из которых одна женщина – я, один парень, сильно больной – его на момент неприятностей прихватили все возможные болячки, от зубов до сердца с печенкой и еще трое ребят, один из которых, мягко говоря, не боевого склада, другой еще от горняшки после Эльбруса не оправился, да и молодой очень, третий – бесспорный боец, но один…
То есть группа, мягко говоря, не боеспособная. До этого, в течение восьми лет нас связывали не просто теплые, но и дружеские взаимоотношения с многими жителями поселка Хурзук и с некоторыми работниками альплагеря “Узункол”. Поэтому, естественно, никаких неприятностей мы и предположить не могли.
Но, как раз в это время в республике шли выборы; я не буду вдаваться в подробности, что и почему, но все население находилось, мягко говоря, в перевозбужденном состоянии. Мы всего этого еще не знали - уставшие, перемороженные, голодные… Ну, вы сами знаете как выглядят люди, после четверки в межсезонье, после восхождения на Эльбрус и т.д.
На территории альплагеря находилась толпа незнакомых людей. Наши знакомые пригласили к столу – что тоже было тогда абсолютно естественно, так как подчеркиваю, мы были друзья.
Как только сели кушать, что-то мне начало подсказывать – пора напрягаться. Что-то не то.
Во-первых – местные сели за стол с оружием, это нонсенс. Во-вторых, обладая поверхностными знаниями языка, то, что я смогла разобрать из их разговоров, чрезвычайно не понравилось.
После сигнала “тревога”, об этой системе я расскажу позже, мы отыграли положенный сценарий - нашему больному стало плохо, я как доктор, пошла оказывать ему помощь, и мы резко скрылись в лес.
Эту ночь наши ребята продержались как могли, без женщины и без того, кто на данный момент слабее всех, им было чуть легче. А нам, в свою очередь, пришлось всю ночь играть в казаки-разбойники, скрываться от вооруженных преследователей в лесу. Представляете, как они были злы – всю ночь толпа здоровых мужиков не могла поймать девчонку и больного пацана?
К сожалению, объемы повествования не позволяют мне достаточно подробно описать этот душещипательный эпизод, но могу сказать – мы остались живые благодаря чуду и знанию. И подготовке.
Четверо суток мы провели в заложниках. Не знаю, что там играло большую роль – просто пьяное желание поглумиться и развлечься, когда начало уже положено – а дальше толпа не может остановиться, подогреваемая алкоголем и собственной лихостью. Или может действительно были, какие полуполитические потребности – район был оцеплен воронежским ОМОНом, а тут в самую кучу бузы, как снег на голову спускаются пятеро русских – прекрасный подарочек… Не знаю. Скорее всего, и то и другое.
Суть в другом – наши “друзья” ничего не сделали для нашего спасения. Может, им и было стыдно, но против толпы они не пошли. Уважение к старшим отсутствовало напрочь – когда один из пожилых людей пытался как-то утихомирить толпу, его пнули в грудь и сказали: “Пошел на х…, да!”. Зрелище, конечно, для Кавказа просто невероятное!
Много чего было за эти денечки, вспоминать не хочется. Уделю момент тому, что входит теорию безопасности – среди толпы любых уродов всегда найдется хороший человек.
В процессе всего происходящего, наши “захватчики” решили поразвлечься. Пострелять. Оружие у них было просто обалденное – кроме обычного, “Эдельвейсовские” карабины, офицерский вариант 7.92 маузер, времен войны.
На противоположном склоне ущелья были три камня, в которые стреляла вся толпа. В два верхних попадали, а в нижний - никто. Что им стукнуло в голову, не знаю, начали тащить меня к “линии огня”, на стрельбы. Кстати патрон дали один. Гильзу я сохранила до сих пор. На память. Что они под этим подразумевали и чего хотели – не знаю. Гнусный был момент… Хотелось засадить совсем не в сторону камня, но … НЕЛЬЗЯ. Двадцать человек, а патрончик…один. В общем, нижний камень я сбила. После меня цинк патронов отстреляли – никто не попал.
Вот тут и удалось завоевать восхищение и уважение одного из местных жителей. Увидев, что в его душе, что-то повернулось в положительную сторону, мне удалось с ним немного законтачить, поговорить и убедить его как-то нам помочь. Хоть как-то. Он впоследствии отвлек своих и дал нам возможность заскочить в “УАЗик”.
Вывод: Если ты хоть как-то заставил себя уважать, у тебя есть шанс выбраться.
Если вызвал к себе презрение – шансов нет.
В любых случаях надо вести себя достойно. Так, чтоб это вызывало к тебе уважение.
Спасло нас то, что удалось отвлечь толпу запрыгнуть в свой “УАЗик”. Была ночная погоня, эдакий боевичок со стрельбой, с бросанием “ежей” под колеса, с переездом двух мирно спящих ишаков посреди Хурзука… Спасло чудо – в единственном месте, где можно было свернуть, мы свернули (я забыла сказать, что тормоза нам предусмотрительно подрезали) и на подъеме машина упала с дороги. Промчавшаяся мимо погоня просто обалдела – дорога тупиковая, “УАЗ” туда свернул и исчез… Наверно, полная мистика для них была. Мы затаились, всю ночь местные стреляли, искали нас, орали угрозы всякие, под утро видимо устали и исчезли. Мы невероятными усилиями (машина ловко свалилась на нижнюю старую дорогу) вырулили, вытащили “УАЗ” и смотались из этого райского местечка на веки вечные. В машине дырки от пуль, а что осталось на душе… Ну то и осталось.
Ну что, переходим к следующей части нашей беседы?
Кабардино-Балкария
Психологический портрет – цивилизация наложила значительно больший отпечаток на быт и нравы тех типов, которые потенциально опасны. Тут скорее умны, хитры, лицемерны. Прекрасно знают (вернее чувствуют) психологию туриста. На открытый конфликт идут неохотно, более характерно заморочить голову, напоить, отвлечь и тихо что-то спереть. Наглеть начинают, только если чувствуют полную безнаказанность. В отличие от Западного Кавказа - крышу не сносит, соответственно есть шанс поговорить, что-то объяснить, припугнуть рамкой закона.
Основной “бандитский приоритет” - воровство и грабеж. Бесспорно, есть интерес и к женщинам, но несравнимо менее выражен.
Напоминаю правило номер один. Хотя наливают и себе и тебе равно.
На данный момент – вообще по диким долинам (то есть не Безенги и не Приэльбрусье) ходить опасно. Кроме желающих приворовать местных, много случаев перехода границ настоящими бандитами. Как нам грустно сообщил один участковый - на верхних кошарах почти не осталось честных чабанов, которые своим трудом зарабатывают хлеб. В основном – конокрады и те, кто прячется от закона. Ну а характерный пример был приведен в другой статье, он достаточно ярко иллюстрирует суть.
Северная Осетия
Ну что я могу сказать… Бесспорно, в каждом правиле есть исключения, но за все годы хождения, моя статистика не пополнилась ни одним эпизодом даже приближающимся к неприятностям. Пока - не пополнилась.
Чрезвычайно высокий культурный уровень народа, присутствует богобоязненность, в хорошем смысле этого слова; менталитет нации такой, что в сознании жестко существует понятие грех. То есть люди держаться достойно, ненавязчиво.
Присутствует уважение к своим собственным традициям, к старшим.
Единственная опасность, – если ты в Осетии попал на праздник или на свадьбу - все пропало! Тебя будут кормить-поить до полной потери ориентации, но в этом нет никакой заинтересованности – это просто так, от души.
Но, бесспорно, турист тоже должен вести себя прилично и не нарушать элементарных правил культуры и местных обычаев. А то и ангела можно до греха довести!
Грузия и Южная Осетия
Практически тот же самое, что в Северной Осетии. Люди более сдержанные.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ БЕЗОПАСНОСТИ.
Итак, когда мы ознакомились с кратким обзором основных психологических характеристик, пора приступить к общим принципам безопасности.
Первый принцип – победит тот, кто готов.
Недаром начиная разговор, я подчеркнула, что группа – это организованное сообщество. Поэтому я настоятельно рекомендую один из предпоходных сборов посвятить беседе по теории безопасности.
Руководитель должен четко довести до сознания своих участников следующие принципы:
Поход начнется тогда, когда за нами закроется дверь наших домов. И с этого момента мы являемся единым организмом, в котором есть единоначалие.
Никто никуда не ходит в одиночку. Ни в одном бредовом мозгу не возникает мысли без спроса пойти побродить по поселочку и т.д.
ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗБЕЖАТЬ КОНТАКТОВ – ИХ НАДО ИЗБЕЖАТЬ.
В группе должно присутствовать четкое единство и демонстрационное подчинение группы руководителю. Если не дай Бог, местные чувствуют раскол, или то, что “младшие” не уважают “старшего”, такого “старшего” не будут уважать и они. Являясь сами людьми групповой психологии, они уважают и бояться сплоченного коллектива.
С местными разговаривает ТОЛЬКО РУКОВОДИТЕЛЬ. На все вопросы участники отвечают с нормальным, доброжелательным выражение лица: “Извините, я не знаю, вон наш руководитель - спросите у него”.
Ну, конечно, не надо доходить до полного дебилизма и отвечать таким образом на вопрос – “Сколько время?”. Участники должны четко понимать, что даже невинный вопрос “А куда вы идете?”, может таить в себе угрозу – “Мы идем туда-то…”. “Ага, - подумает злонамеренно настроенный человек – вот спасибо за наводку!”
Короткие шорты и маечки исключены как для девочек, так и для мальчиков – девочкам вообще не стоит обнажать свои прелести, а мальчик в шортах инстинктивно воспринимается как нечто несерьезное, слабое и прямо вопиющее, чтоб к нему пристали. Не дразните гусей!
Основная форма общения – организованная импровизация. Нужно уметь четко чувствовать, вернее на ход вперед предчувствовать – как себя вести. Или не теряя достоинства, играть роль людей недалеких, но добродушных, чтоб в вас не видели опасности и не ожидали отпора. Либо просто таких усталых, что вам и говорить-то тяжело, главное – никогда не вести себя высокомерно и запуганно.
Держитесь с достоинством и уважайте тех, кого встретили. Если почувствуют, что вы смотрите свысока – спровоцируете желание вас унизить и показать, кто в доме хозяин.
Будьте сильными – слабые подвергаются агрессии. А признаком слабости является и грубость, и проскальзывающий в разговоре мат, и нервозность, и надменность, и суетливость. Вызывающая демонстрация силы - это тоже признак слабости! Ненависть также является разновидностью страха… Спокойная, уверенная в себе доброжелательность – та единственная верная почва, на которой не завяжутся цветочки будущей проблемы.
Если вами сказано слово – вы должны его держать.
Никогда не начинайте и не поддерживайте в разговоре темы – религия, национальные вопросы, политика. Эти темы изначально содержат в себе элемент противостояния мнений – и неизвестно, куда они выведут! Одно неосторожное слово – и все! Все эти темы лучше переводить на красоты природы и ваше восхищение местными достопримечательностями. Не делите в разговоре на “мы и вы”, “наши” и “ваши”.
Перед любым походом нелишне поинтересоваться местными обычаями. Даже поверхностное знакомство с традициями даст вам большой плюс. Во-первых, вы этим показываете свое уважение к местам, в которые идете, во-вторых, не даст вам возможности попасть в глупую ситуацию, например, предложить мусульманину сальца хряпнуть.
Зараннее должен проработаться некий сценарий действия каждого при возникновении критической ситуации. Критической ситуацией называется тот момент, когда начинается НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ УГРОЗА жизни, здоровью или женщинам. В этом случае чрезвычайно важно, чтоб еще до возникновения ситуации участники знали свои роли.
Обязательно вырабатывается и оговаривается система сигналов – условных фраз. Типа – “тревога”, “внимание”, и т.д. Их не надо много – самое главное сигнал, после которого группа переходит к физической обороне. До этого ни один горячий хлопец из группы, не предпринимает никаких самостоятельных действий.
Самое главное – драться с местными, даже при вашем явном преимуществе нельзя: группа ЗАЩИЩАЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ до самого последнего. “Не слышит”, “не понимает” провокационных вопросов. Пытается перевести тему на другое встречными вопросами. Взывает к гостеприимству, к слову горца. И, только если угроза жизни стала серьезнее некуда - только тогда. Не меряться силами – а вести боевые действия по защите своей жизни. К этому моменту на сцене уже нет женщин, следовательно, руки развязаны и группа действует четко. Все это можно отыграть дома.
При физическом конфликте – первым делом вырубайте вожака.
Котел с водой, который мирно кипятится на огне – ни у кого не вызывает подозрений, а в случае чего, это весомый аргумент с помощью которого можно вывести из строя одного-двух.
Если ночевка происходит в зоне досягаемости местных (долина), ледорубы ночуют в палатке всегда.
Если в процессе общения есть возможность тихонько спрятать все предметы, которые могут быть использованы как оружие – их НАДО СПРЯТАТЬ. Помните – как правило, туристы - люди мирных профессий, а местные - это в основном охотники - это сильные, физически подготовленные люди, у которых значительно больше шансов в открытом бою, нежели у вас.
Лучше незаметно убрать ножи, топоры (если таковые имеются). Пока еще разговор “в мирном русле”, можно скорчить из себя скромных пацифистов, восхищенно попросить “потрогать” их огнестрельное оружие – вам не откажут - это тоже, кстати, некий психологический тест на то, нет ли агрессивных намерений. Если их ПОКА НЕТ, оружие вам дадут. Тут необходимо испуганно вытаращить глаза и попросить извлечь патроны, чтоб вы, по своему неумению чего не сотворили. Это даст вам то, что, по крайней мере, оружие будет разряжено для начала. После этого надо долго восхищаться оружием – просто затянуть время, чтоб сразу не перезарядили, а дальше, может быть, забудут.
Надо помнить следующее: в любой толпе почти всегда найдется кто-то, либо не такой конченный, либо трусоватый – работайте на него, может, будет шанс пробудить человечность или страх (“если ты нам поможешь – пойдешь свидетелем” и т.д.). Оба эти момента одинаково для нас полезны.
Если есть возможность – неплохо иметь с собой немного ненужной старой веревки – такой подарок всегда расположит к вам людей.
Сразу должно быть оговорено – если требуют отдать снарягу – отдаем. Жизнь дороже тряпок.
КАК НАПИСАННЫЙ НА СКРИЖАЛЯХ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАКОН – ПИТЬ С МЕСТНЫМИ НЕЛЬЗЯ. Никакие “ты меня не уважаешь, ты со мной выпить не хочешь”, “у нас традиции такие” – не должно срабатывать!!!
Лучше всего – наглядно пораздавать какие-то таблетки, с умным видом рассказать, что мы пьем адаптогены, что их нельзя сочетать с водкой и т.д. Действует.
На совсем худой конец, можно иметь в группе “дежурного пьющего” и в аптечке немного спирта с реланиумом. Бесспорно, ваш участник, который с ними выпьет тоже будет в плачевном состоянии, но это опции. Лучше протащить на себе одного своего, чем не избежать конфликта.
Еще существует ряд препаратов, которые в сочетании со спиртным имеют очень полезные для туристов свойства – димедрол, феназепам, и многие иные доступные транквилизаторы. Не имея их под рукой, можно обойтись простой сигаретой - “надышать” сигаретный дым во флакон со спиртом. Чем больше, тем лучше. Как минимум – будет отчаянная рвота, которая отвлечет от желания буйствовать надолго.
В группе может быть “дежурный больной”, который еще в начале бесед, когда ничто не предвещало беды, притворяется больным. Хуже от этого не будет, если ничего не случится. В накалившейся атмосфере, у “больного” всегда есть правдоподобная возможность начать активно “помирать”, а этом есть два основных плюса:
Первое – это вообще может отвлечь местных от конфликта, или назойливого общения. Все начинают заниматься “больным” – как бы классный повод прервать милое общение.
Второе – девушка в группе (она всегда “доктор”) с “больным” отходят от толпы под предлогом медпроцедур и, тем самым, получают возможность незаметно исчезнуть с “поля битвы”.
Тут очень важный момент – женщина в группе - это источник повышенной опасности. Мужиков в крайнем случае могут избить, а дамы…
Поэтому здравомыслящий руководитель, как бы это не было грустно, должен ограничивать себя в дамском обществе. Если, конечно, он идет в поход со взводом десантников, тогда можно брать и трех, и пять дам. Если нет, одна, максимум две. Их еще возможно “вывести из-под огня”.
Руководитель должен четко до того, еще дома, вбить в их очаровательные головки следующие истины:
а) дамы должны четко выбирать – или они слушаются и все свое кокетливое непослушание, желание “красиво” выглядеть на фото и все прочие глупости они оставляют дома, либо дома остаются сами;
б) очень хорошо срабатывали расписанные зеленкой лица и постоянные почесывания – местные бояться болячек, а на вопрос, что с ней, хорошо звучит – “А черт его знает, заболела чем-то, мы с ней даже с одной миски есть боимся”;
в) каждая участница - “жена” (лучше “сестра”, “племянница”) кого-то из мужского состава группы;
г) женщина ни в коем случае не должна проявлять “героизм” и пытаться вмешиваться в ход событий. Единственное, что она обязана сделать, в случае конфликта – слушаться своего руководителя – это раз, а второе - постараться исчезнуть и спрятаться, и ни в коем случае не пытаться, даже в очень острые моменты, героически выскочить из кустов и кричать “Ах, мальчики, что вы делаете, прекратите друг друга мочить!!!”. В этом случае она подставляет своих товарищей под очень опасные моменты;
д) изначально, в ситуации прихода местных вечером в лагерь, если ее еще никто не видел, лучше чтоб и не видели вообще. То есть палатка, в которой живет женщина, желательно ставится входом к лесу или что там есть. Даме лучше тихо лежать под спальником и, если она слышит, что беседа затягивается, взять пуховочку, незаметно выползти из палатки и посидеть пару часиков в кустиках. Если ее видели, – больна, очень больна, в палатку, спать, а далее - см. выше;
В случае экстренной эвакуации надо бросать все и уносить ноги. Не жалейте тряпки! Я понимаю, когда все эфемерно, никому ничего не жалко – а когда дело доходит до дела, у участников могут возникнут приступы жалости к своему снаряжению. Все понятно, все мы люди не богатые, но … Вот тут важная роль руководителя – еще до похода создать психологический настрой группы.
Если группа экстренно эвакуируется, лучше всего уходить не вверх, в горы, а вниз в поселок. Вверху много шансов, что догонят и убьют. Вверху у местных гораздо больше шансов вас вычислить – все-таки они МЕСТНЫЕ. А внизу – там все-таки власть, закон, и что бы вы ни думали, милиции они бояться и мочить посреди поселка вас никто не станет.
И при любой ситуации – помните, что знание - это ваше оружие. Чем больше вы будете знать о том месте, куда вы идете – тем менее у вас шансов нарваться на неприятности. Знание, например, имени местного участкового, может сыграть немаловажную роль.
Доброта и внутреннее достоинство каждого – ваше оружие. И самое главное – восхищайтесь Кавказом! Уважайте и любите его. Знайте его. Будьте сильными. Чувствуйте его всей своей душой – и вы сможете быть там именно гостями, а не чьей-то добычей.
Запомните одно, что, быть может, уже невольно проскальзывало в моем повествовании – вся ответственность, все самое основное – лежит на руководителе.
От того, КАК руководитель смог подобрать группу (а это тоже показатель значимости руководителя) зависит то, с чего мы начали наш разговор:
“Мы вернулись по домам, каждый со своими мыслями, выводами, удачами, победами, кто-то с разочарованиями и потерями – но… мы вернулись домой. И значит – основная и главная задача любого путешествия выполнена. Все живые и здоровы. И надо чтоб так было всегда”.
И еще – я очень не хочу, чтоб моя статья кого-то обидела!
Мне очень тяжело было поднимать эту тему – но есть такое слово НАДО. Надо, потому что такова реальность.
Я прекрасно понимаю разницу между ВСЕМ НАРОДОМ и его негативным меньшинством, а такое меньшинство есть в любом народе.
Я прекрасно понимаю, какие неоднозначные чувства могу вызвать, но если это поможет хоть одному человеку – этот опыт и его описание имеют право на жизнь.