Реклама Google — средство выживания форумов :)
И вот началась реформа Академии наук. Началась, как всегда, интересно и инновационно — методом внезапного напрыга без какого-то предупреждения. В планах уважаемых реформаторов явно значился блицкриг и выход в дамки до того, как кто-либо вообще поймет, что произошло, и успеет начать какое-то осмысленное сопротивление. Это была первая ошибка. Академики, как внезапно выяснилось, — народ сообразительный, и что к чему — прочухали моментально. Кроме того, внезапно выяснилось, что Академия наук в отличие от большинства предыдущих жертв реформаторов — весьма влиятельная организация и имеет выход к Самому. Непосредственно.
Из дальнейших событий можно сделать ещё один грустный вывод: Сам — ни о реформе, ни о её сути понятия не имел.
К такому выводу можно прийти, посмотрев на действия президента, а он начал с консультаций с самими академиками, в том числе Примаковым, Садовничим и Дедовым.
Где-то в процессе всего этого один из главных авторов плана реформы Сергей Гуриев внезапно почувствовал тягу к европейским ценностям, чутким организмом ощутив момент, когда некий невидимый тумблер, щёлкнув, оповестил Вселенную о том, что шутки кончились. Он, правда, был «замечен» сразу во Франции.
Ну вот. Сам законопроект, разработанный при участии Гуриева, начали активно править. И самое главное — править ст. 4, предусматривающую создание специального органа при правительстве по управлению имуществом РАН и оценке научной деятельности академиков. Короче говоря, блицкриг не прошёл. И мало того, что изо рта реформаторов вытащили уже проглоченный было огромный кусок, которым они, видимо, надеялись поправить свои дела после урезания сколковского бюджета, так ещё и стало понятно, что к осени, а именно на осень президент назначил окончательное решение реформаторского вопроса, реформа будет предельно внимательно исследована. И есть серьёзный риск, что все потаённые ходы, заложенные в неё хозяйственными, не терпящими плохо лежащего имущества людьми, будут обнаружены. В общем, настроение нерадостное.
Интервью Алферова "Эху Москвы"
Слушал от и до. Удивительное дело: всякие комментарии к часовому интервью есть, а самого его на сайте ЭМ я не вижу в упор, даже поиском: http://www.echo.msk.ru/search/?search_cond[query]=%D0%90%D0%BB%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2
В общем, картинка более или менее проясняется. Алферов — именно как вице-президент и Лицо Облеченное — заявил со всей решительностью и непреклонностью, что предложенная "реформа" РАН неприемлема принципиально и, что называется, "ремонту не подлежит". Вместе с тем, он за всё интервью не разу не помянул Путина, а на подначку Венедиктова насчет Медведева туманно ответил насчет "надо с ним работать". И это — с учетом официальных резолюций почти всех Отделений, требующих отставки Правительства.
На вопрос же — на что же тогда надеяться, последовал вполне четкий ответ: что "закон" этот может вообще испариться — волею Вседержителя — из осеннего, третьего, чтения столь же внезапно, как и возник. "Люди работают" (с), ага. Ну, такое уж нас государство, с ручным управлением... На этом месте становится понятно: если ставка сделана на подковерные переговоры с ЛичноПутиным (через тех, кого тот слушает/слушается), то массовые протестные акции "острием против острия" становятся не то, что не нужны, а сугубо вредны — НА ДАННЫЙ КОНКРЕТНЫЙ МОМЕНТ.
Позиция по реформе РАН
Очень часто спрашивают мою позицию по реформе Российской Академии Наук.
Вот и когда в прошлую среду мы провели встречу с учеными говорили, понятное дело, в основном об этом.
На встрече было примерно тридцать человек, разговор был интересный, подробности можно прочитать в газете "Троицкий вариант".
Моя позиция по реформе РАН, по результатам долгих обсуждений с разными группами, такая:
Путин взялся реформировать Российскую Академию Наук при помощи закона, внесенного в Госдуму этим летом. Мне кажется, происходящее гораздо больше похоже на решение вопроса об управлении собственностью. Наведение, так сказать, "эффективного менеджмента".
У этих отнимем и сами будем управлять.
далее [показать]
Ученым становится все сложнее и сложнее работать. Платят мало. Решения о том, какие исследования финансировать, а какие - нет, все чаще решают не профессионалы, а чиновники. В результате, огромное количество времени уходит на ненужную отчетную работу, а деньги достаются не тому, кто лучше работает, а тому, кто лучше умеет этими деньгами поделиться. И, как везде, все больше средств тратится на мегапроекты, многие из которых выглядят сомнительно. Так что неудивительно, что мы имеем то, что имеем. Ракеты падают, а новые самолеты не летают.
Как формализовать эту политическую позицию?
Каждый может воспользоваться своим законным правом попросить Государственную Думу отозвать внесенный законопроект о реформе Академии. Все, кто уже зарегистрировался на РОИ, может проголосовать за инициативу "Об отмене законопроекта № 305828-6 "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (или Федерального закона в случае его принятия)"
Я именно так и сделал.