Владимир Путин выкроил в своем графике время для общения с руководителем Федерального агентства научных организаций Михаилом Котюковым. Президента волновал вопрос: как идет становление агентства и инвентаризация имущества Академии наук? Он строго напомнил, что ввел годичный мораторий на отчуждение недвижимости РАН, РАМН и РАСХН на другие цели, “даже если, на первый взгляд, они выглядят как очень перспективные и нужные”.
Михаил Котюков доложил, что основные усилия ФАНО и РАН были направлены на организацию финансирования академических структур в переходный период. Пока эта задача решается успешно: институты получают средства вовремя и нормально работают, с удовлетворением отметил руководитель агентства.
Волновавший Владимира Путина вопрос регистрации имущества РАН развития не получил. Глава ФАНО сообщил, что за подведомственными ему организациями закреплено около 35 тысяч объектов недвижимости, и лишь примерно третья часть из них в установленном порядке оформлена как объекты государственной собственности. “Так была организована работа в силу разных причин”, - уклончиво ответил Михаил Котюков выразившему удивление президенту. Но одну причину все же назвал: регистрация права собственности - “достаточно трудоемкое и затратное мероприятие”.
Руководитель ФАНО рассказал о своих поездках в региональные отделения РАН. По его словам, главное, чего ждут от государства ученые, - “обеспечение непрерывности научной деятельности от стадии фундаментальных исследований до непосредственного внедрения результатов”. “Там, где эта цепочка сохранена, неплохое состояние материальной базы, заработной платы и кадровая политика”, - как истинный финансист подытожил Котюков. О том, что результаты поисковых фундаментальных работ, как правило, не могут быть коммерциализированы, глава ФАНО, видимо, пока предпочитает не думать.
Молодежь на встречах просила сберечь аспирантуру в научных институтах, продолжил он свой рассказ. Как известно, угроза над ней нависла в связи с принятием Закона об образовании, который причесал все послевузовское профессиональное образование под одну гребенку. Многие институты РАН теперь не могут по формальным признакам выполнить необходимые для сохранения аспирантуры требования.
Важен для молодых ученых и квартирный вопрос, отметил Михаил Котюков. И обратился к главе государства с предложением продлить участие РАН в ФЦП “Жилище”, которое пока ограничено нынешним годом. Это было бы справедливо, заявил он, поскольку Академия наук расширилась и РАМН с РАСХН тоже должны получить возможность обеспечивать жильем своих сотрудников. Это была единственная проблема, в решении которой руководитель ФАНО попросил помочь Владимира Путина, по крайней мере в открытой части беседы, лейтмотив которой - “Все идет по плану, без импровизаций” - не мог не порадовать сторонних наблюдателей.
Напомним, указами №№597 и 599 от 7 мая 2012 года глава государства поручил правительству обеспечить увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП и повышение к 2018 году средней заработной платы (СЗП) научных сотрудников до 200% от СЗП в соответствующем регионе.
- Прогнозная величина ВВП на 2015 год составляет 82 трлн 937 млрд рублей, значит, затраты на науку (1,77% ВВП - как установил президент) в указанном году должны составить не менее 1 трлн 468 млрд рублей, - сообщил “Поиску” председатель проф-союза Виктор Калинушкин. - Однако, по нашим оценкам, из федерального бюджета на науку в России (включая космос, оборону, правоохранительную деятельность) планируется выделить не более 600 млрд рублей. Надежд на то, что образовавшийся дефицит покроют частные инвесторы, маловато. Значит, все идет к тому, что в части увеличения финансирования науки президентский указ не будет выполнен.
Зато от чиновников уже требуют выполнения другого показателя - повышения зарплат ученых. И, деваться некуда, они будут за него бороться, чтобы отрапортовать о выполнении. Обеспечить рост зарплат в условиях заморозки финансирования можно только одним путем - за счет резкого сокращения рабочих мест в научной сфере. В итоге Россия, и сегодня не входящая в первую двадцатку стран по такому параметру, как удельный вес исследователей в структуре рабочей силы, опустится еще ниже. Ни о какой модернизации в этом случае не может быть и речи!
Профсоюз РАН направил президенту письмо с просьбой разъяснить, как будут выполняться его указы, в очередной раз напомнив еще один важный постулат: установление “региональных зарплат” чревато нарушением закрепленного в Трудовом кодексе принципа равной оплаты за равный труд.
Взявший слово сотрудник ФИАН член-корреспондент РАН Петр Арсеев заявил: пасовать перед силой ученые не собираются. Они разработали систему оценки институтов, которая должна стать альтернативой принятой правительством модели, грозящей, по словам Арсеева, “добить и без того обескровленный научный организм”.
“Чиновники хотят выбрать лучшего из нескольких, а остальных уничтожить, в то время как основная задача оценки - сохранение научной среды, - сообщил физик. - Они мечтают о формализованной системе вроде трафарета с дырочками, наложив который можно расставить всех по ранжиру. Яркий пример их воплощенного желания оценить всех нажатием кнопки - “Карта российской науки”. Результат получился ошеломляюще безобразным, но это никого не смутило: Минобрнауки выделило еще миллиард рублей на продолжение этих работ”.
Фортов напомнил, что вскоре должно состояться объединительное заседание трех академий, на котором должен быть принят новый устав. "Этот устав — вещь очень опасная для нас, потому что по тем нормам устав должен утверждаться правительством, если он будет отклонен правительством, то мы останемся вне правового поля, и мы будем вне закона. Если этот устав не будет принят, то вероятное развитие событий состоит в том, что мы этот устав получим от министерства (образования и) науки или от министерства экономики. Заготовлены еще два устава кроме нашего", — сказал глава РАН.
Фортов также выразил опасения, что общее собрание РАН, на котором должен быть принят устав, может не состояться. "Сегодня происходит борьба против того
- Интересно, теперь действительно последуют увольнения?
- Может быть. А может будет все как на рыбалке. Поймали, взвесили, сфотографировали и отпустили.