Владей Востоком, Государь

Теги:политика
 
+
+6
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★
Bredonosec> А почему бы РЯВ не было бы? Можно в другой теме, но интересно

История не имеет сослагательного наклонения. Что случилось, или произошло, уже не изменить.
Но можно постараться понять — почему это произошло, или случилось и насколько принятые когда-то решения были верными и как эти решения повлияли на дальнейшую историю нашей страны.
Всё изложенное мной — личное мнение.
Написанного будет много.

Владей Востоком, Государь
Часть 1.


На протяжении веков главным источником валютных поступлений России служили меха. Самым ценным считался мех соболя. Белка, лиса, бобёр тоже имели устойчивый спрос, но были намного дешевле.
Основные места обитания соболя — северные и северо-восточные леса Европейской России.
Так же ценился мех песца. Его добывали в Архангельской земле и вдоль побережья «студёных морей».
К началу царствования Ивана IV поголовье ценного пушного зверя значительно убавилось.
После разгрома Сибирского ханства Ермаком открылся новый мир, у которого не было горизонтов, сибирские леса кишели соболем и другим полезным зверем.
Промышленники, торговцы и просто предприимчивые люди устремились за Камень (Уральские горы). Одни партии шли за соболем по «зелёному морю тайги», другие по тундре вдоль морей Северного Ледовитого океана за песцом и морским зверем.
То есть, было 2 потока проникновения в Сибирь.
По мере продвижения на восток, строили зимовья, которые перерастали в острожки и остроги, а те в свою очередь в города.
«Вставали с плачем от ржаной земли,
Омытой неутешными слезами.
От Костромы до Нерчинска дошли
И улыбались ясными глазами...»
За промышленниками шло государство, которое обкладывало меховым ясаком местные племена.
И к середине 17 века дошли до берегов Тихого океана.
Семён Дежнёв достиг пролива (в последствии названного Беринговым), а Иван Москвитин вышел к Охотскому морю.
Далее, самое интересное.
Якутский воевода, прознав что где-то на юге есть племена неких дауров, вызывает к себе казачьего начальника Василия Пояркова и велит ему идти туда, не зная куда, найти дауров, привести их под царскую корону и обложить ясаком.
Начинаются подвиги этого атамана, по сравнению с которыми бледнеют все Кортесы, Писсаро и прочие конкистадоры.
Описывать особо его поход не буду, но небольшой штрих к портрету оставлю.
Когда его отряд обложили осадой в Умлекане и жрать стало совсем нечего, то Поярков приказал есть убитых дауров, они всё равно — нехристи.
Не все, далеко не все казаки (хоть и клейма ставить негде было) рискнули прикоснуться к человеческому мясу. - Ну не хотите — не ешьте, ваше дело.-
Но голод не тётка, помучились, помучились казаки, идут гурьбой к атаману — Помирать не охота, давай этих дауров, будем есть.- А хрен вам! Купите! -
Таким образом, бравый атаман ввёл в полную нищету и зависимость (у кого денег больше не было, брались долговые расписки) своих казачков.
Продолжаю.
Спустившись по Амуру, отряд Пояркова вышел к Охотскому морю.
По Охотскому морю поплыл дальше на север, плавание продолжалось 3 месяца. Выйдя на берег у устья реки Ульи, отряд повернул на запад и вскоре пришёл в Якутск (1 000 вёрст).
Амурская земля показалась казакам сказочно богатой. Рыбы в реке было еще больше, чем в Зее. А на земле «...родится 6 хлебов: ячмень, овес, просо, греча, горох и конопля... родится овощ: огурцы, мак, бобы, чеснок, яблоки, груши, орехи грецкие, орехи русские», писал Василий Поярков. Далее он сообщал: «...те землицы людны и хлебны, и соболины, и всякого зверя много, а те реки рыбны, и государевым ратным людям в той землице хлебной скудости ни в чем не будет».
Далее начались подвиги не менее известного и не менее крутого атамана Ерофея Хабарова и его последователей.
«...Просторы открывались, как во сне.
От стужи камни дикие трещали,
В Даурской и Мунгальскои стороне
Гремели раскаленные пищали...»
Дошло до того, что между империей Цынь (Китаем) и Россией чуть не началась полномасштабная война. И она началась, но во время опомнились.
Воевать никто не хотел и между двумя государствами в 1689г.был заключён Нерчинский договор, который установил границы между Россией и Китаем.
Карта границ России и Китая по Нерчинскому договору:

«В российской и советской историографии XIX—XX веков Нерчинский договор оценивался историками неоднозначно: как равноправный и как неравноправный и поражение российской дипломатии. Так, П. В.Шумахер в журнале «Русский архив» во второй половине XIX века отмечал, что «и в деле Головина, при всей его неудаче, заключалась та хорошая сторона, что один из пунктов Нерчинского договора был, некоторым образом, поводом к возобновлению… вопроса об Амуре».»Вики.

Да, а единственным местом торговли между Россией и Китаем был определён г. Кяхта. Это очень важно запомнить.
Но пока на Амурских берегах гоняли и геноцидили дауров, китайцев и прочих, на берегу Охотского моря из острожка построенного Иваном Москвитиным вырос добротный острог, а позднее город — Охотск.
Правда, сообщение между Якутском и Охотском было крайне-трудным: леса, болота, реки, горные перевалы. Телеги и сани не проходили, поэтому путники передвигались верхом, а грузы во вьюках, сумках, притороченные к сёдлам лошадей.
Весь путь был протяжённостью примерно 1 000 вёрст.
«...Тревожно спали у глухой воды.
Им снег и хвоя сыпались на спины,
Им снились богдыханские сады,
Кричали златогорлые павлины...»
В Охотске построили первую лодью «Восток», на которой достигли берегов Камчатки и по морскому пути стало значительно легче добираться за ясаком на Камчатское побережье.
Напомню, что Камчатку «открыл» и обложил местные племена ясаком казак Владимир Атласов, тоже крутой парень. Всяких «подвигов» на его совести достаточно. Но тем не менее, им были основаны 2 острога: Верхне-Камчатский и Нижне-Камчатский.
«...Шли на восход...
И утренний туман
Им уступал неведомые страны.
Для них шумел Восточный океан,
Захлебывались лавою вулканы.
Могилы неизвестные сочти!
И не ответят горные отроги,
Где на широкой суздальской кости
Построены камчатские остроги...»
Жизнь шла своим чередом. Из Якутска верхом добирались до Охотска, далее морем, а иногда и по суше шли на Камчатку. Казачьи отряды были малочисленны, да и неприхотливы.
А в те времена Россией уже правил царь Пётр I и очень уж деятельный он был и любознательный. Мало ему войн на западе и юге, так вдруг заинтересовался он и востоком своих земель. Вызывает он как-то раз капитана Беринга и говорит ему: Любезный Иван Иванович, отправляйся ка ты брат в Камчатскую землю и разведай мне - сходятся ли Наши азиятские владения с Америкой? Уж больно мне интересно...»
Слово государя - закон.
Вышел из царских покоев Беринг, плюнул на пол и стал собираться...



Продолжение следует.
 54.0.2840.9954.0.2840.99
Это сообщение редактировалось 30.11.2016 в 03:00
26.11.2016 20:56, Bredonosec: +1: за тему спасибо, зачитался )

BGA

втянувшийся

Lot-2> Продолжение следует.

Прошу прощения, что перебил, но почему не в историческом?
 11.011.0

Lot-2

аксакал
★★
Lot-2>> Продолжение следует.
BGA> Прошу прощения, что перебил, но почему не в историческом?
Да я не особо в ветках ориентируюсь, и вопрос был задан здесь, в соседней теме.
 54.0.2840.9954.0.2840.99
+
+6
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★
Предисловие

В первой части я забыл написать что моё повествование главным образом о развитии коммуникаций на Дальнем Востоке.
И о влиянии этих коммуникаций на внутреннюю и внешнюю политику России.

Владей Востоком, Государь
Часть 2.


«1. Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах плыть возле земли, которая идет на норд, и по чаянию понеже оной конца не знают кажется, что та земля - часть Америки.
3. И для того искать, где оная сошлась с Америкой и чтоб доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него как оной кюст называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды.»
Пётр.
Декабря 23, 1724 года.»


А уже 24 января 1725г. (через месяц) экспедиция покинула Санкт-Петербург.
Сибирским властям был послан царский указ - всецело оказывать помощь и содействие предстоящей экспедиции.
Из Петербурга отправилось 26 человек на 25 подводах с материалами для экспедиции. Помимо моряков в состав экспедиции входили: лекарь, геодезист, десятник с 3-мя плотниками, 2 конопатчика, 2 «парусника» и кузнец.
Везли всё, от гвоздей, до якорей, парусов и пушек. Провизией должны были запастись в Якутске.
8 февраля прибыли в Вологду, где к экспедиции присоединилось ещё 7 человек, включая капитана Беринга.
Экспедиция последовала через Тотьму, Устюг, Сольвычегодск, Кайгородок, Соликамск, Туринск и Тюмень и 16 марта прибыли в Тобольск.
15 мая отправились в дальнейший путь по Иртышу и Оби.
Задержка была вызвана постройкой речных судов, построили: 4 дощеника и 7 лодок.
Доплыли до Маковского острога на реке Кеть. Путь до Енисейска был пройден по суше, затем по Енисею и Верхней Тунгуске путешественники добрались до устья Илима, впадающего в Верхнюю Тунгуску, и в конце сентября прибыли в Илимск, где зазимовали.
К концу весны 1726 г. были построены суда, на которых в июне экспедиция по Лене прибыла в Якутск.
Ещё в начале мая в Якутск был послан гардемарин Чаплин с предписанием — приготовить тысячу пар кожаных сум для муки.
Сразу же по прибытию в Якутск, Беринг потребовал от местного воеводы заготовить 600 лошадей для перевозки муки из Якутска в Охотск.
Там же в Якутске были закуплены быки и коровы, их следовало перегнать в Охотск.
Экспедиция, разделившись на несколько партий, отправилась в Охотск.
Так как грузов было много, каждую партию сопровождали специально для этого выделенные люди. К примеру, партию лейтенанта Шпанберга сопровождали 204 человека. Для постройки судов, ещё ранее, в Енисейске были взяты солдаты и мастеровые.
Сам капитан Беринг из Якутска выехал 16 августа 1726 г. Дорога у него заняла 45 дней.
«Путь сей совершил он без всяких особенных приключений; не говоря о тех препятствиях и неудовольствиях, кои должен он был неизбежно переносить; ехавши тысячу вёрст верхом по весьма дурной, болотной и гористой дороге.» писал гардемарин Чаплин, сопровождавший Беринга в дороге.
Прибыв в Охотск 1 октября, капитан осмотрел строившееся для экспедиции судно, которое должно было доставить экспедицию на Камчатку.
Оказалось, что амбары для провизии в Охотске «чрезвычайно ветхи» и все люди были поставлены на постройку новых. После постройки амбаров стали спешно возводить жильё.
Рапорт из Охотска от 28 октября: «Отправленный из Якутска сухим путём провиант, последний прибыл в Охотск 25 октября на 396 лошадях. В пути пропало и померло 267 лошадей за неимением фуража. Во время путешествия к Охотску, люди терпели великий голод, от недостатка провианта ели ремни, кожи и кожанные штаны и подошву. А прибившиеся лошади питалися травою, доставая из под снега; понеже за поздым приездом в Охотск сена заготовить не успели; да и немножко было: все перемёрзли от глубоких снегов и морозов. А остальные служители прибыли нартами на собаках в Охотск.»
Дорога от Санкт-Петербурга до Якутска заняла год, и несмотря на длинные переходы и трудности пути, удалось преодолеть её без потерь.
Но самым коварным оказался участок пути от Якутска до Охотска — конечной цели сухопутного путешествия.
Все грузы были помещены во вьюки и погружены на лошадей.
Из 663 лошадей от бескормицы в пути погибла половина. Люди тоже жестоко страдали от отсутствия еды, но им ещё приходилось делать волокуши и тащить на себе грузы, заменяя таким образом погибших лошадей. Тащить приходилось по пояс в снегу...
Больше всех пострадала партия лейтенанта Шпанберга, люди из которой, добрались до Охотска только в начале января 1727г. Часть грузов ему пришлось оставить у Юдомского креста.
Окончательно почти все, оставленные по дороге материалы, удалось собрать и привести в Охотск только в начале апреля.
А в июне, геодезист Лужин довёз остатки припасов и муки. При этом он привёл только 11 лошадей из 100...
Но всё хорошо, что хорошо кончается.
К началу июня новое судно было построено, его нарекли «Фортуной», и 1 июля лейтенант Шпанберг на вновь построенном судне, загрузив припасы и продовольствие, отправился на Камчатку, в Большерецк.
Тем временем, с Камчатки пришёл бот с ясашной казной. Бот оказался повреждённым и его починка заняла 2 месяца. Пока шёл ремонт судна, из Якутска прибывали новые партии продовольствия и припасов.
11 августа вернулся лейтенант Шпанберг и 22 августа, погрузив остатки провизии и материалов, оба судна вышли в море.
4 сентября 1727г. корабли вошли в реку Большую на Камчатке, а 6 сентября капитан Беринг со всей командой на 20 ботах убыл в Большерецкий острог.
Весь сентябрь занимались перевозкой грузов с судов в острог.
Большерецк к тому времени представлял собой небольшое селение, где русских дворов было 17.
6 Октября из Нижне-Камчатска для экспедиции по реке прибыли 40 ботов.
Всю зиму и весну 1728г. из Большерецка в Нижне-Камчатск шла переброска грузов для экспедиции (833 версты), зимой на нартах, запряжённых собаками, весной на ботах.
Промежуточной базой служил Верхне-Камчатский острог - 22 двора.
Нижне-Камчатский острог имел 40 дворов и был растянут вдоль берега реки на одну версту.
Наконец, 4 апреля 1728г. при собрании всей команды заложили бот.
«Июня 9 дня по отправлении Божественной литургии, нарекли новопостроенный бот Гавриилом и спустили благополучно на воду.»
13 июля 1728 г. «Гавриил» вышел из устья реки Камчатки в море и взял курс на север. На его борту находилось 44 человека во главе с начальником экспедиции Берингом.
А 16 августа 1728 года считается днем открытия пролива между Евразией и Америкой. «15 дня дошли до северной ширины 67°19' и длины от устья реки Камчатки 30°14', а в правой стране по курсу нашему от острова земли не видал, и земля больше к северу не простирается и накланяется к западу, и потом, россуждал, что данный мне указ исполнил, и возвратился назад.»
2 сентября судно вошло в устье реки Камчатки. Первая Камчатская экспедиция была закончена. Она продолжалась 50 дней...
В Нижне-Камчатске экспедиция зазимовала. Во время зимовки Берингом был получен указ Адмиралтейств-коллегии о необходимости описания и составления подробной карты Камчатки. В начале июня 1729 г. „Св. Гавриил” вновь вышел в море и направился на восток. Не встретив земли на расстоянии в 200 верст от берега Камчатки, корабль повернул на юг и в конце июня, обойдя мыс Лопатка, прибыл в Охотск.
1 марта 1730 г. Беринг и другие члены экспедиции вернулись в Санкт-Петербург.
Для того что бы совершить морское путешествие, европейскому мореплавателю достаточно подобрать подходящее судно, нанять команду, загрузить трюмы провизией и отправиться к изведанным, или неизведанным берегам.
В нашем случае, потребовалось 3,5 года для того, чтобы выйти в море.
3,5 года тяжелейших дорог, лишений, голода, холода. Приходилось строить жильё, лодки, амбары, судно для переправки в Большерецк.
И уже в Нижне-Камчатске построили основной экспедиционный корабль — «Св. Гавриил».
«Поелику от Якутска к Охотску надобно совершать большую часть пути верхом; то канаты и даже тонкие снасти развивали по стреньгам и потом опять ссучивали. Даже якори разбивали на несколько частей и в Охотске опять сваривали. Подобными снастями и якорями снабжались все охотские суда до 1807 года; когда отправили из Кронштадта почтеннаго В.М. Головнина с такелажем и разными припасами для Охотского и Камчатского портов.» Берх - Первое морское путешествие россиян.
Для того, что бы 44 человека вышли в море и пробыли там 50 дней, были задействованы громадные людские и тягловые ресурсы. Сотни людей, сотни лошадей обеспечивали экспедицию, со всей Камчатки были собраны собаки, нарты, боты для перевозки вещей экспедиции.




Через 2 года началась Великая Северная экспедиция, которая потребовала ещё большего напряжения сил и средств. По прежнему, единственной дорогой, связывающей Россию с Тихим океаном оставался вьючный путь от Якутска до Охотска. Правда, на этот раз удалось избежать многочисленного падежа лошадей и бедствий голода. Для перевозки снаряжения лошадей больше не использовали.
Основной тягловой силой становились люди. Поэтому, продукты и снаряжение перевозили зимой по лыжне. Каждого человека ставили на лыжи и выдавали груз в 6 пудов. Этот груз он тащил на нартах до реки Урак. На берегу реки построили склады и жильё. Потом налегке возвращались обратно за другой партией груза и так 15 раз за зиму. Летом, накопленные припасы, переправляли через реку в Охотск. Питание хоть и было очень скудным, но оно было.
Экспедиция, длившаяся 10 лет, закончилась в 1743г.
И вроде уже можно вздохнуть спокойно и продолжить жить тихой, размеренной жизнью.
Но пришла беда откуда не ждали.

Продолжение следует.
 54.0.2840.9954.0.2840.99
Это сообщение редактировалось 23.11.2016 в 20:09

Luchnik

аксакал
★☆
Lot-2> ...Каждого человека ставили на лыжи и выдавали груз в 60 пудов. Этот груз он тащил на нартах до реки Урак.

Что-то тут непонятно... Это почти тонна груза. Не всегда и лошадь утянет. Или это всё за несколько раз перевозилось?
 1616

Lot-2

аксакал
★★
Luchnik> Что-то тут непонятно... Это почти тонна груза. Не всегда и лошадь утянет. Или это всё за несколько раз перевозилось?
Алярм! Ошибка - 6 пудов!!!
 54.0.2840.9954.0.2840.99
Это сообщение редактировалось 23.11.2016 в 12:00
+
+3
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★
Владей Востоком, Государь
Часть 3.




Камчатские экспедиции дали мощный толчок к развитию Охотского порта.
Сотни служивых и подневольных людей были переброшены волей царского указа на берега Тихого океана.
Для 2-ой Камчатской экспедиции было построено 4 судна.
Для этого в состав экспедиции входили корабелы, плотники, столяры, кузнецы, парусники и прочие, прочие, прочие...
К 1730 г. положение Охотска настолько окрепло и роль его так возросла, что указом правительства от 10 мая 1731 г. Охотск был объявлен портовым городом.
Этим указом были приняты меры к заселению Охотского порта, к расширению города и увеличению строительства судов. В Охотск на поселение вместо каторги стали высылать неоплатных должников. В одном только 1731 г. было прислано 153 человека. Они составили ядро коренного русского населения города. Путей обратно не было. Можно было, конечно, бежать. Многие и решались на это, но их ловили или они погибали в дикой тайге. Большинство оседало здесь и превращалось впоследствии в работных людей, мореходов, некоторые сумели выбиться и в службу.
Первым командиром Охотского порта был назначен Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев.
Указом от 29 апреля 1731 г. Скорнякову-Писареву предписывалось вступить в полную команду над Охотским портом. Задачи, права и обязанности начальника порта были сформулированы в инструкции. Основную задачу определял первый пункт: «Приехав в Охотск, иметь тебе над оным местом полную команду, и чтобы то место людьми умножить, и хлеб завесть, и пристань с малою судовою верфию, также несколько мелких судов, для перевозу на Камчатку и оттуда к Охотску казенной мягкой рухляди и купеческих людей с товарами и для других потреб сделать, дабы оное яко новое место с добрым порядком, к пользе и прибыли государственной приведено было». Предписывалось для строения судов отбирать «мастеров из ссылочных», а также организовать в Охотске смолокурение и железоделательный завод, чтобы «ковать не токмо нагели и другие припасы, но и якори, хотя небольшие, для судов, чтобы не возить железа из Тобольска напрасно»; разводить рогатый и мелкий скот, лошадей и принять все меры к налаживанию сельского хозяйства. Направляемым в Охотский порт и близлежащие острожки офицерам и служилым людям наказывалось, чтобы они с «тамошним народом поступали порядочно».
26 июля 1733 г. последовал указ, касающийся льгот ссылаемым в Охотск, — «О распределении ссылаемых в Охотск разных чинов людей, по прежним их состояниям, записывая купцов в купеческое звание, мастеровых в цехи, а крестьян в крестьянство с назначением им земель для хлебопашества». Этот указ давал возможность ссылаемым в Охотск честно трудиться на том поприще и в том сословии, к которому ссыльный принадлежал до наказания. Разумеется, трудности жизни в Охотске от этого не уменьшались, а условия существования не улучшались. Все равно все были заняты одним делом строительством порта.
Обстановка была очень тяжелой, тем более, чти из-за плохой доставки провианта из Якутска не хватал пищи. Свирепствовала цинга. К этому добавлялись трудности жизни вызванные суровой природой, отсутствием привычных России средств для пропитания. Опыты земледелия и скотоводства были пока неудачны.
Служилые и переселенцы, не говоря уже о ссыльных были в Охотске на положении рабов. Наиболее смелые и отчаянные, рискуя жизнью, уходили в тайгу — бежали куда глаза глядят.
Разнообразен был состав экспедиционных служилых в команде Беринга. Плотники и кузнецы в основном были казаки, казачьи дети, разночинцы, крестьяне, присыльные Но даже эти люди, привыкшие ко всяким превратностям судьбы, не выдерживали тяжести пребывания в Охотске и бежали, зная, что при поимке их ждет каторга. В команде Второй Камчатской экспедиции было 162 плотника и 32 кузнеца в начале зимовки. Во время зимовки убежало 44 плотника и 11 кузнецов, умерло 2 человека.
Людей скопилось много, болезни не прекращались, бегства также. В 1737 г. бежало 16 человек. Четыре человека и в их числе штурман Бирев погибли в море. Но порт жил, несмотря ни на что. Теперь здесь уже было достаточно матросов, кораблестроителей и мореходов-штурманов. Среди жителей Охотска появились купцы (пять человек), которые вели торговлю с Камчаткой на очень выгодных условиях, а все население Охотска достигло трехсот человек.
В 1741 г. Охотский порт состоял из двух частей: города и экспедиционной слободы. В последней насчитывалось 33 частных дома, пять казарм, шесть магазинов, кузница. В самом городе Охотске — канцелярия, государев двор, 40 частных домов, казарма, три мастерские, пять лавок, церковь и другие подсобные строения и судостроительные верфи.
Еще в 1732 г. в Охотске была открыта мореходная школа. В 1740 г. была устроена школа для детей нижних чинов, в которой уже в 1741 г. под руководством попа-растриги Якова Самгина обучался 21 человек. Обучение велось грамоте, арифметике и рисованию.
Недалеко от Охотска была устроена солеварня, дававшая 2 000 пудов соли в год.
Этого вполне хватало не только для жителей Охотска, соль вывозилась в Петропавловск, Нижне-Камчатск, Болышерецк и Гижигинск.
Охотский порт стал крупнейшим населенным пунктом России на Тихом океане. В нем было построено мастерами-кораблестроителями семь судов.
Последние отряды Второй Камчатской экспедиции ушли из Охотска в 1743 г.

Наступило временное затишье.



Из последнего своего плавания спутники Беринга вернулись с большим грузом ценной пушнины.
И народишко, населявший оба берега Охотского моря, быстро прознал про новые земли, где водится песец, лисицы и неведанные морские звери: морские коты и морские бобры (каланы). И зверя этого такое количество, что сосчитать невозможно.

Начиналась новая эпоха.

Сержант Нижне-Камчатской команды Емельян Басов в компании с московским купцом А. Серебренниковым выстроил шитик «Св. Петр», на котором в августе 1743 г. отправился к о-ву Беринга. В команде шитика находились Петр Верхотуров и Лука Наседкин — участники Второй Камчатской экспедиции, которые должны были показать путь к этому острову. Достигнув его через пять дней, Басов зазимовал там, успешно занимаясь промыслом. 13 августа 1744 г. «Св. Петр» возвратился на Камчатку с богатой добычей — 1200 шкурками морских бобров (каланов) и 4 тыс. шкурок песцов И если одна каланья шкура на Камчатке стоила в то время около 30 руб., то в Кяхте, на китайской границе, ее цена доходила до 100-140 руб.
Итак, у нас обозначился ещё один «центр» - Кяхта, город, куда полтора века будет стекаться почти вся пушнина, добытая на Дальнем Востоке и Аляске.
И если для Камчатских экспедиций было важным добраться до Охотска, а обратно - как нибудь, то теперь, в обратный путь из Охотска пошли караваны, гружёные мягкой рухлядью. Мартын Шпанберг мог запрячь в санки 200 солдат и гонять их кнутом 15 раз туда и обратно, но у частных предпринимателей солдат не было и требовалось максимально удешевить и обустроить дорогу из Охотска в Якутск, иначе овчинка не стоила выделки.
Читая В.Н. Берха «Хронологическую историю открытия Алеутских островов, или подвиги российского купечества», ловлю себя на мысли, что уже подобное читал.
И это подобное — Золотая лихорадка на Аляске в конце 19 века.
Тысячи людей устремились в Охотск. Как правило, это были купцы из различных городов России: Москвы, Устюга, Рыльска и других, казаки (ну как без них), оружейники из Тулы, подьячие, мореходы, водившие суда на глазок, крестьяне, мещане, не говоря уж про дворян и военных. «Все побывали тут.»
Была даже категория «безпашпортных». Им правда запрещали заниматься предпринимательством, но охотно брали в казённую службу.
Продавали, закладывали имущество в надежде на скорое обогащение.
В одиночку потянуть такое предприятие как - построить судно, набрать команду моряков, зверодобытчиков, снабдить экспедицию продовольствием и припасами на несколько лет никто не мог. Поэтому образовывались «компании» из нескольких человек.
Возросла также потребность в плотниках, конопатчиках, бочкарях, кузнецах, такелажниках...
Ударными темпами стали строить корабли. Сколько было построено? Не могу сказать сбился с подсчёта. Порой, один и тот же корабль в документах фигурирует под разными названиями, к примеру: «Пётр», «Святой Пётр», «Апостол Пётр»,
По владельцам тоже трудно отследить. Сегодня у этого судна одни владельцы, завтра оно в аренде у других, послезавтра продано третьим, а те его сдали в аренду первым.
«Снаряжение морской экспедиции обходилось очень дорого, и капитала одного, даже очень богатого, купца было явно недостаточно. Поэтому для отправки судна в один промысловый «вояж» несколько купцов объединялись в компанию. Один и тот же купец мог одновременно участвовать в нескольких компаниях, что снижало риск разорения в случае неудачи на промысле или гибели одного из судов.
Участники купеческих компаний имели так называемые паи. Количество паев и число их владельцев, равно как и другие вопросы, относящиеся к промысловой деятельности компании (выбор и обязанности морехода и передовщика, число работных людей, оплата их труда и т. п.), оговаривались в специальном соглашении — так называемом «валовом контракте». В нем обычно четко определялось число различных категорий паев. Основные, или «валовые», паи представляли собой долю главных участников компании, вложивших свой капитал в постройку и оснащение судна. Соответственно количеству основных паев распределялась и добытая пушнина. Правда, на каждый основной пай участник компании обязан был завербовать работного человека либо за плату (очень часто — в долг), либо из половины пая («полупаевая» система). Второй категорией были «суховые паи» (количество которых не превышало обычно 10 %), выделявшиеся участникам промысловой экспедиции — мореходу, передовщику, кузнецу и др. — за «профессионализм», а также в пользу церкви, училища или на общие компанейские расходы. Наконец, небольшую часть составляли «паи на сход» («сходовые» паи), предоставлявшиеся лицам, не участвовавшим в строительстве и снаряжении судна. Владельцы этих паев, как правило простые промышленники, не имели права голоса в делах компании и были обычно должниками, обязанными по возвращении с промыслов оплатить компании долги. Число пайщиков было значительным — до нескольких десятков человек.»
Промысловое освоение алеутских о-вов русскими промышленниками (1743-1783).
Но если бескрайние просторы Сибири промышленники осваивали, охотясь на соболя, то на Алеутских о-вах главным объектом промысла был калан — морской бобр, мех которого пользовался неизменным спросом на китайском рынке.
«Ни огромные трудности и расходы на снаряжение судов, ни опасность кораблекрушения, нападения туземцев, ни голод и цинга не могли остановить продвижение русских на богатые пушниной острова «Восточного» океана. В научной литературе получила распространение точка зрения, согласно которой побудительным мотивом снаряжения все новых экспедиций было не только очевидное стремление промышленников к наживе, но и их неутомимая жажда познания и новых открытий, неудержимая страсть к дальним плаваниям и присоединению новых земель и новых народов. На наш взгляд, однако, поиски новых земель и народов не были самоцелью, а имели под собой также явную экономическую основу: оскудение пушных ресурсов на местах прежней интенсивной добычи заставляло промышленников искать новые промысловые угодья, а знакомство с новыми народами открывало перед ними неплохие торговые перспективы и, помимо прочего, в случае признания этими «народами» российского подданства и уплаты ясака, сулило определенные льготы от государства.» Промысловое освоение алеутских о-вов русскими промышленниками (1743-1783).

Продолжение следует.
 54.0.2840.9954.0.2840.99
Это сообщение редактировалось 25.11.2016 в 05:49

BGA

втянувшийся

Lot-2>>> Продолжение следует.
BGA>> Прошу прощения, что перебил, но почему не в историческом?
Lot-2> Да я не особо в ветках ориентируюсь, и вопрос был задан здесь, в соседней теме.

Не, ну если не ориентируешься (как и я), попроси модера, но тема явно не для политики.

С уважением, Георгий.
 11.011.0
+
+2
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★
Приложение 1.

К вопросу о проникновении русских промысловиков к берегам Аляски до образования РАК (Российско-Американская Компания).

Хронологическая таблица русских промысловых экспедиций на Алеутские
о-ва и северо-западное побережье Америки в 1743-1783 гг.
За основу взята таблица в книге: Макарова P.B. Русские на Тихом океане во второй половине XVIII в.— М., 1968.— С. 182-187, в свою очередь, основанная на данных А.С. Полонского, В. Н. Берха и др.
В данную таблицу внесены коррективы и уточнения, в частности, не указывается ряд экспедиций, суда которых потерпели крушение у берегов Камчатки еще до выхода в основные районы промысла, а также те, о которых нет достоверных сведений.

Издание: История Русской Америки (1732-1867) — М.: Международные отношения, 1997.

Книга на сайте: ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Первопроходчество ]-- История Русской Америки (1732-1867)
Продолжение следует.
Прикреплённые файлы:
1.png (скачать) [796x967, 100 кБ]
 
2.png (скачать) [797x1033, 127 кБ]
 
3.png (скачать) [796x732, 82 кБ]
 
 
 54.0.2840.9954.0.2840.99
+
+2
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★
Приложение 2.
Продолжение следует.
Прикреплённые файлы:
6.jpg (скачать) [1000x778, 339 кБ]
 
7.jpg (скачать) [1400x961, 424 кБ]
 
 
 54.0.2840.9954.0.2840.99
+
+1
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★
Ну я влез... Но, то что наметил - напишу.
Писать буду через день по главе. Думаю, займёт это недели две.
 54.0.2840.9954.0.2840.99
+
+6
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★
Владей Востоком, Государь
Часть 4.


«Границы России нигде не заканчиваются» В.В. Путин.

За четверть века Россия с берегов Охотского моря продвинулась до берегов Северо-Американского континента.
И если раньше государство принимало минимальное участие в движении на Восток, то после Первой Камчатской экспедиции, роль государства в освоении и обустройстве новых земель стала лидирующей.
Напомню, что было в то время. По всей Европе грохотали войны. И русское оружие становилось неприменным участником этих войн. Воевали с Пруссией, Швецией, отвоёвывали Причерноморье у Турции, строили флот на Чёрном море, делили Польшу, давили бунты «бессмысленные и беспощадные», да много было дел у государства Российского. Но в тоже время, недремлющее государево око сумело разглядеть и оценить выгоды приобретения восточных земель.
И как мне кажется, на том этапе, были сделаны максимальные вложения в развитие новых регионов. Порой, с высоты 21 века, обустройство дальневосточного региона в 18 веке кажется не слишком действенным и активным.
Но это только так кажется.
Итак, посмотрим, как выглядела поездка из «центра России» к берегам Америки в середине — второй половине 18 века.
«Центр России» мной взят в кавычки, потому что географическим центром нашей страны никогда не являлись ни берега Москвы реки, ни берега Финского залива.
В 1730-х годах началось строительство Сибирского тракта. Сибирский тракт стал самой длинной в мире сухопутной дорогой, но при всей своей длине это был наиболее короткий путь, связавший восточные окраины Российского государства с центром. По тракту шёл весь поток торговых перевозок из России в Сибирь, Китай и обратно. Тракт проходил из Москвы через Муром, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). К 1760-м годам строительство тракта было завершено. Если в 1724 г. почта из Москвы в Тобольск доставлялась один раз в месяц, то в 1734 г. уже еженедельно, а в 1754 г. - 2 раза в неделю. Весь тракт был оборудован почтовыми станциями, где можно было поменять лошадей, отдохнуть, переждать непогоду, поесть.
Помимо казённой почты, существовал частный извоз и частные постоялые дворы.
Движение по тракту было весьма плотным. Доводилось видеть фотографии обозов, растянутых до горизонта. Фото, естественно, 19 века.
Обслуживали Сибирский тракт ямщики, селившиеся слободами, зачисляемые в разряд служилых людей. На Сибирском тракте ямщики размещались лишь на западном участке (до Тюмени), остальные участки тракта обслуживали крестьяне.
В 1742 г. все податное население было разделено на ямские сотни, которые своими силами содержали зимовья, почтовые станции и должны были на своих лошадях "правит курьеров и прочих персон".
Срок доставки грузов от Москвы до Иркутска составлял примерно 2-3 месяца.


Иркутск служил конечным пунктом Сибирского тракта. Из него шли уже 2 дороги: северная в Якутск и южная в Кяхту. Южный путь нам тоже интересен, поэтому несколько слов про него.
Добытую на Алеутских островах пушнину довозили до Иркутска, потом водным
путём переправляли через озеро Байкал. На правом берегу суда приставали к причалам в Посольской гавани (село Посольское). Там грузы перегружали на подводы и везли уже по прямой в Кяхту. Путь этот был не всегда безопасным, на Байкале орудовали пираты, которые грабили купеческие суда и даже нападали на ярмарки в небольших прибайкальских городках.


В 1796 году издан указ о строительстве дороги от Иркутска до Кяхты, которая называлась Кругобайкальский тракт, или Кругоморский тракт.
Кяхта в 18-ом — первой половине 19-го веков, это тогда для России примерно то, что сейчас трубы идущие на Запад.
В 1775 году пошлины с купцов, торговавших в Кяхте, составляют 38,5 % всех таможенных поступлений в российский бюджет.
С 1792 по 1800 гг. вывоз мехов был равен 70-75%, а остальные 25-30% составляли мануфактурные, кожевенные и другие товары.
Из пушнины первое место в сбыте занимала русская — сибирская и камчатская, а затем уже иностранная. Главным видом русской пушнины была белка, водившаяся по всей Сибири. В период с 1792 по 1800 гг. сбыт белки увеличился до 7 млн. штук в год. После белки следовали горностаи, которых тогда в Сибири добывали в большом количестве. Довольно ценным предметом русского вывоза в Китай считался соболь. Значительную статью вывоза составляли лисицы разных пород: красные, сиводушки, чернобурые, черные. В значительной мере променивались песцы.
Но самым дорогим и вместе с тем выгодным пушным товаром был мех морского бобра (калана), который имел огромное значение в деле расширения русской торговли с Китаем.

Большой интерес купцов к торговле с китайцами пушниной, добытой на Тихоокеанском Севере, находил отклик и поддержку у российского правительства.
В обратную сторону из Китая шли: мануфактура, посуда и главный товар — чай.
В середине 19-го века на долю чая приходилось около 95 % стоимости российского импорта из Китая.
Нередко в литературе Сибирский тракт называют Чайным трактом.
И есть за что - чая ввозилось до 400 тысяч пудов в год. 400 тысяч пудов чая получены за счёт продажи сибирской белки, камчатского соболя, алеутского калана.
Чай развозился по ярмаркам России, где шла оптовая продажа его.
Так же на внутренний рынок попадала и пушнина, добытая на берегах Тихого океана, но объёмы продажи её внутри страны не сопоставимы с продажами в Кяхте.
С Кяхтой пока всё.
Дальше двигаемся из Иркутска в Якутск.
В 1738г. была налажена прямая почтовая связь между Иркутском и Якутском — так называемый Якутский (Приленский) тракт протяжённостью 2766 вёрст.
Путь шёл от Иркутска по сухому пути до устья-притока Лены — реки Кута, около 250 километров, далее по Лене на гребных и парусных судах до Якутска. Зимой по льду реки на лошадях, запряженных в сани. По всему водному и сухопутному пути были выстроены пристани, почтовые станции.


Одновременно с Иркутским трактом был образован тракт Якутск-Вилюйск.
Но он нам не интересен. Просто хочется показать объём работ по обустройству восточных территорий.


Далее самый трудный участок пути — Якутско-Охотский тракт, учреждён в 1731г.


Из Якутска до Охотска было 2 пути: сухопутный и водно-сухопутный.
Сухопутный путь брал начало напротив г. Якутска, на правом берегу р. Лены и через р. Сола, мимо озер Тюнгюлю и Чурапча, сворачивая на юг, через р. Татта выходил к переправе на р. Амга, затем с Амги через р. Ноха - к Бельской переправе на р. Алдан. Если с р. Лена до р. Алдан путь проходил по равнинной местности, то с Бельской переправы - по лесисто-гористой местности, через реки Ханда, Аллах Юнь и выходил к среднему течению р. Юдома - к Юдомскому кресту. Отсюда путь через перевал и по р. Урак шел до ее устья и, сворачивая на восток, доходил до г. Охотска. Путь этот можно было пройти за месяц-полтора.
Водно-сухопутный путь начинался в Якутске и по речной системе Лена-Алдан-Мая-Юдома доходил до Юдомского креста, откуда по волоку переходили на р. Урак, с Урака же - или волоком на р. Охоту и вниз до г. Охотска, или же по Ураку до устья и по морю до г. Охотска. Этот путь занимал до двух месяцев.
С. П. Крашенинников, проезжавший по этому тракту из Якутска а Охотск летом 1737 г., писал: «Вообще о сей дороге объявить можно, что она от Якутска до Вольской переправы гораздо сносна а оттуда до Охотска столь беспокойна, что труднее проезжей дороги представить нельзя, ибо она лежит либо по берегам рек, или по горам лесистым. Береги обломками камней и круглым серовиком так усыпаны, что тамошним лошадям довольно надивиться нельзя, как они с камня на камень лепятся. Впрочем, однако ж, ни одна с целыми копытами не приходит до места. Горы чем выше, тем грязнее; на самых верхах ужасные болота и зыбуны, в которые ежели выошная лошадь проломится, то освободить ее нет никакой надежды. С превеликим страхом смотреть должно, коим образом земля впереди сажен за 10 валами колеблется.»
Но этом тракте вначале не было даже почтовых станций. В 1730 х гг. несколько станков было только между Якутском и Амгинской переправой: Тылбыпахтахская — у р. Сола, Талбинская — (у оз. Тюнполю, Ала-Ат Басыпская — около Чачыгыя, Татская — около оз. Чурапча и Жексогонская — около оз. Лебегене. Далее до самого Охотска простиралась безлюдная тайга. Лишь в Юдомском Кресте были 2 горницы, 2 юрты, казарма и 5 амбаров, в которых жили служители, принимавшие и отправлявшие дальше, до Охотска, привозимые из Якутска грузы. Из-за такой необитаемости тракта путники, отправлявшиеся из Якутска, закупали на Татской станции скот, гнали его с собой и по мере надобности забивали в дороге на пропитание.
Езда по тракту и доставка грузов совершалась путём заключения контрактов с якутами притрактовых улусов, за почтовую гонбу возчики получали вознаграждение из казны. Однако самый большой объём перевозок казённых грузов, в особенности провианта, из Якутска в Охотск совершался в виде земских повинностей. Якутское общество за свой счёт поставляли лошадей (до 10 тыс. в год) и снаряжали возчиков.
Местные же общества должны были содержать тракт в исправном состоянии.
Потери лошадей в иные годы составляли несколько тысяч голов.
Так в 1808г. На тракте пало около 10 тысяч лошадей, в 1818г. - 3 692. Из числа отправленных лошадей возвращались 500-600 голов.
По подсчётам историка Старостина, для перевозки грузов за 1730-1789 гг., 1796-1830 гг. якуты выставили 373 тысячи лошадей. Г.П. Башарин считает, что за эти годы было поставлено 420 тыс. лошадеи и 73 тыс. проводников.
И только Указом от 21 мая 1763 г. предписывалось платить прогонные деньги из казны за провоз провианта из г. Якутска в г. Охотск. Была предпринята попытка заселения тракта якутами, но добровольных желающих найти не удалось.
В 1783г. Вышел императорский Указ о заселении тракта осужденными, но и здесь ничего не вышло. Места были слишком гиблые для людей. Как и прежде, основным притрактовым населением продолжали оставаться якуты.
Из Путевых заметок чиновника Российское Американской компании А. И. Маркова, сделанные им во время летней поездки в Охотск в 1840-х гг.
«Что сказать о пассажирах? Эта страдальцы в полном смысле слова. Особенно нельзя без жалости смотреть на тех, которым еще в первый раз приходится ехать верхом. Тут начинают они сильно раскаиваться в своей решимости, Пешком итти препятствуют болота и реки, а об объезде на телеге и думать нечего. До Алдана дорога еще хороша; тут мала болот и рек; по большей части встречаются обширные луга, заставленные стогами сена». Дальше Алдана «... дорога совершенно изменяет свой вид: то едешь извилистыми тропинками, пролегающими сквозь густой лес, поросший кустарником, или через болото, в котором лошадь вязнет по брюхо; то взбираешься на длинный косогор или на крутую каменистую гору и прилагаешь путь по снежной вершине; то спускаешься прямо в реку; то подымаешься на распавшуюся скалу, где с осторожностью пробирается по острому камешнику безподковый конь; то вдруг встречаешь лес, обгорелый от жару, который в июле месяце доходит здесь иногда до чрезвычайности и очень много способствует переправе каравана. Не дай бог быть застигнутым на дороге продолжительными дождями. В это время болота становятся непроходимыми, реки разливаются; через них уже невозможно переходить вброд, а перевозов нет. Караван поневоле должен ждать, пока перестанут дожди я опадут реки, встречающиеся на пути очень часто».
Делало ли что правительство для отыскания более удобной дороги из Якутска в Охотск? Да, безусловно.
Было предпринято несколько попыток провести с Китаем переговоры об использовании Амура в качестве водного пути в Охотское море, но тщетно.
Геодезические партии, снаряжённые в Петербурге,пытались нащупать более лучший путь из Якутска в Охотск. Даже предлагали большое вознаграждение (1 000р.) тому, кто отыщет такую дорогу. Но...
Задача отыскания нового, более удобного пути к Охотскому морю осталась, таким образом, нерешенной.
Высокогорные хребты и глубокие снега, необитаемость мест, но которым пролегал тракт, по-прежнему создавали большие трудности для перевозки грузов. В зимнее время преодолеть этот путь было под силу только легкой почте.
Властям пришлось примириться с необходимостью пользоваться этим трактом, который до середины XIX соединял в качестве государственной дороги Якутск (а через него и всю страну) с побережьем Охотского моря.


Итак, мы дошли до Охотска.
В следующей части — описание Охотского порта. Дорога в Америку.

Продолжение следует.
 54.0.2840.9954.0.2840.99
Это сообщение редактировалось 30.11.2016 в 03:21
+
+4
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★
В силу ряда причин я больше на форуме писать не буду, но так как эта тема вызвала интерес, то в ближайшие дни перенесу в свой ЖЖ написанные главы и продолжение буду писать там. Всё допишу, как и обещал.
Адрес ЖЖ: Quarter deck
 54.0.2840.9954.0.2840.99
03.12.2016 15:02, Bredonosec: +1: эх, жаль... Вне зависимости от причин конфликта, и выяснения кто виноват, очень жаль...

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru