Почему читая эту, да и многие другие аналогичные дискуссии, возникает ощущение, что авторы жили в каких-то совсем разных странах? Тут несколько страниц выше кто-то (лень искать) верно отметил, что СССР и в самом деле был разный. Снабжение сильно отличалось в разных городах, республиках, областях. Это все правда. Только не вся правда. СССР просуществовал почти 75 лет и естественно, СССР 1925 года, 37-го, 54 или 91-го годов сильно отличались между собой. Однако те, кто изображает СССР империей зла или, вообще, просто адом, обычно умышленно (или в виде поэтической гиперболы, но не оговаривая это
)смешивают события и условия из разных времен, мест и общественных групп. Типичный пример: говоря о дороговизне чего-либо (например автомобиля), оперируют ценой 80-х, а то и 90-91 годов, а зарплату берут из 60-х (да еще какой-нибудь низко оплачиваемой категории).
Или , говоря об атмосфере страха, экстраполируют ощущения узкой социальной группы "детей Арбата" 30-х - начала 50-х годов на всех советских людей во все 70 лет СССР. Или еще прием: например, говоря об квартирной проблеме, приводят в пример себя или какого-то знакомого и объявляют это повсеместным и всеобщим, а официальную статистику строительства жилья - лживой. Обратные примеры, приводимые их оппонентами объявляют единичными случаями, а официальную статистику провала строительства жилья после 91 го просто игнорируют, апеллируя к личным удачным покупкам жилья в эти годы. Что любопытно, сторонники СССР никогда не объявляют СССР воплощенным раем, указывая на реальные проблемы и недостатки, иногда указывая способы борьбы с ними. А вот сторонники теории "империи зла" или просто "ада" не видят в своем прошлом ни одного светлого пятнышка. Такие как Ива, а особенно Виницкий, (и многие другие) описывают свою жизнь в СССР форменным кошмаром. И верится, что они искренни, а не отрабатывают зарплату (хотя такие тут несомненно есть). Почему? Попытаюсь дать объяснение этому парадоксу двух СССР. Например Виницкий откровенно признается, что всю сознательную жизнь стоял в каких-то очередях, что-то доставал, добывал... Ему не менее откровенно отвечают, что это был его свободный выбор, и остальные (я, например) ужасно не любили стоять в очередях и по возможности избегали этого. Поэтому и времени у нас на это уходило мало. У меня жизнь совсем не заключалась в стоянии в очередях (хотя я застал времена по-хуже, чем Виницкий) и доставании. Просто они считали это очень важным, а себя, умевшего "доставать" успешным, в отличии от нас лохов. И вдруг, оказалось, что эти вещи никому не нужны, а другие может купить любой, имеющий деньги. Их самомнение и самоуважение, основанное на этом умении "доставать" было растоптано. Кто виноват!? А ответ уже услужливо подсунут пропагандой: СССР. Вот и остался у них в памяти СССР адом, где он доставал никому не нужные сейчас или легко доступные всем джинсы. А те люди, кто в СССР жил полноценной жизнью: семьей, работой, учебой, стройотрядами, спортом, туризмом и т.д., те воспринимали недостатки СССР как досадные помехи нормальной жизни, и ничем больше. Мы, естественно, вспоминаем не стояние за колбасой или джинсами, а любимую работу, спорт, друзей и т.д. (Хотя умелые пропагандисты времен перестройки и реформ умело использовали принцип Штирлица: Запоминается последнее. Самый ад-то был устроен уже Гайдаром в конце 91 года, когда полки магазинов были пусты в прямом, а не переносном смысле). Вот отсюда-то и растут ноги "двух СССР". Кстати, это отношение было заложено, насколько я могу видеть, в семьях. Помню мальчишку из соседнего подъезда, с гордостью говорившего, что его мать - продавщица купила ему дефицитный магнитофон "Дайна". На что я возразил ему, что мы просто пошли в магазин и купили более дорогой и выше классом магнитофон "Яуза-5" и добавил, что скоро и Дайны будут в свободной продаже. Что собственно и произошло вскоре. Магнитофоны стояли на всякий вкус и кошелек в свободной продаже. Но, думаю, что психология того мальчишки не изменилась. Кстати, тогда он мне с гордостью сказал, что Дайны всегда будут дефицитом.
А я вот, например, принципиально не покупал джинсы за 200 р. на рынке. Хотя, в принципе, мог себе это позволить. Я считал ниже своего достоинства отдавать за синие штаны больше месячной зарплаты. Кстати, судя по количеству людей в "фирменных" джинсах так считало большинство. Я вполне был удовлетворен, например болгарскими за 10 р., а позже отечественными из ткани "Орбита". И не считал откровением и достижением использование дешевой линючей краски для окраски "фирменных" джинс, благодаря которой они так "классно" линяли
Один знакомый студент с придыханием говорил: "Настоящий коттон". А когда я ему объяснил, что коттон - это, просто хлопок, т.е хэ бэ.
, просто не поверил мне и оскорбился.