Чокой родился в 1968 году. Он окончил факультет международных отношений в Национальной школе политических и административных знаний в Бухаресте. До того как занять пост министра, он был послом страны в Германии и Китае.
— Расскажите, как выглядела вертикаль в вашей службе внутри «Интер РАО».
— В нашем блоке было около пятнадцати человек. В основном все кроме меня занимались анализом договоров, проверкой кадров. С приходом Ковальчука над нашим шефом появился еще один начальник: нас стал курировать советник председателя правления Алганов (согласно данным из открытых источников, Владимир Алганов — бывший сотрудник спецслужб, из-за связи с которым якобы в 1996 году подал в отставку премьер-министр Польши, а его самого тогда депортировали. — Авт.).
— У вас было указание работать именно по личности Карины Цуркан? Как, когда, от кого и в каком виде вы получили ЦУ?
— Как я уже говорил, уровень работы до моего прихода был далек от совершенства, и меня никто не вводил в курс дел. Я своими силами провел мониторинг — не теми средствами, что были, а сделал свои: соответствующий опыт имеется. Финансирование было небольшое, и приходилось паять аппаратуру на коленках. Я сказал начальнику, что необходимо съездить на «Молдавку» — там есть такая-то Карина. С ней постоянно связывается неизвестный мужчина. Происходит вхождение в связь. Так в терминологии спецслужб называется контакт между агентами.
— Это было, когда еще Карина Цуркан работала в ПМР? Поясните, что это за контакт.
— Первое, что бросилось в глаза, — это наличие специальной подготовки у собеседников: все общение проходило без имен и с целой обоймой кличек. Карина и ее собеседник понимали друг друга без расшифровки этих порой чудаковатых названий. Все это сопоставлялось нами с тем, что, как отмечали другие коллеги, на «Молдавке» под разными предлогами постепенно выводились из строя турбины, которые были в исправном состоянии. Их глушили и закрывали то на капремонт, то на ТО.
В 2008 году я приехал в ПМР под видом айти-специалиста. Карина на тот момент была членом правления Молдавской станции и имела там большой вес. По сути, занималась куплей-продажей электроэнергии от имени «Интер РАО». Электронный прибор стоял в ее кабинете и фиксировал все переговоры. В том же году я вновь приехал на «Молдавку» и «снял» всю информацию.
— Какая у нее была, по-вашему, главная задача? Передача секретных сведений, в которой ее обвинили?
— Если вкратце, то это выведение из строя «Молдавки» и последующая продажа станции Румынии. Молдавская станция — это стратегически важный актив, ворота для энергии в Европу. Она единственная в своем роде: может работать на разных видах топлива, имеет очень выгодное расположение и имеет АРУ и ЛЭП во все ключевые направления, которые по инициативе в том числе и Карины реконструировали. В СССР знали, как и где строить: я был там и видел, что вокруг одни поля. А вот в обход построить линии, например через Украину, будет очень накладно, так как на пути будут холмы, горы и другие естественные преграды.
Параллельно с выполнением этой задачи проворачивались глобальные аферы по спекуляции электроэнергией, которые нанесли огромный ущерб экономикам России, ПМР и Молдавии.
Сопутствующей маржей для этих людей был заработок на махинациях с конвертацией валюты. У Карины были связи в банках ПМР и Молдавии, в России ей помогал кто-то еще. Цуркан в интервью бравировала, что не уедет из России, но был один момент, когда она уже была готова паковать чемоданы.
— В итоге: почему Карине вменили именно шпионаж, а «экономических» статей в обвинении нет?
— Цуркан фактически создала коррумпированные ячейки в правящих правительственных кругах, разлагая экономическую составляющую страны. А это уже явно задача, поставленная извне, а не коррупция. И справилась она отлично, именно в энергетической области, с 2004 по 2018 год. Во многом благодаря коррумпированности.
Закрытые слушания в суде шли не потому, что там гостайна, а чтобы не утекли данные о внутренних взаимоотношениях и коррумпированности в энергетической сфере.
— Вы думаете, после нашего интервью что-то может измениться?
— Не думаю.
— Тогда зачем вы пришли к нам?
— Пройдет время, и к этой истории вернутся. Все фигуранты всплывут. В Комитете госбезопасности хранятся разговоры 1950-х годов, например. Не сегодня, так завтра. Нас так учили, и я по-другому не могу. Нас учили воевать не против личности, а против системы. Цуркан убрали, а схема осталась. Когда те, кто отвечает за безопасность, предают — это конец всему.
— Вы готовы передать оригиналы записей в ФСБ?
— Да, безусловно. Если спецслужбы обратятся к вам с официальным запросом, можете предоставить мои данные.
В конце 2020 года Молдавия продлила контракт с «Газпромом» еще на год. Сейчас поставки российского газа обходятся Кишиневу на 40% дешевле, чем Украина платит за реверсный газ. За последние 10 месяцев Молдавия импортировала 2,3 млрд кубометров «голубого топлива». Руководитель молдавской распределительной компании Вадим Чебан пояснил, что на следующий год с «Газпромом» удалось договориться о смешанной формуле. Суть ее состоит в том, что с апреля по сентябрь 2021 года «Молдовагаз» сможет использовать спотовый компонент в расчете стоимости топлива: если цена на европейских биржах будет ниже, чем та, которая рассчитывается в привязке к ценам на нефтепродукты, то этот фактор будет учитываться.
Открытым пока остается вопрос оплаты приднестровской части долга за поставляемый в регион российский газ.
Президент Республики Молдавия Майя Санду назвала несправедливым требование российского концерна к Кишиневу выплатить долг за газ, который использовался потребителями неподконтрольного ему Приднестровья. Она предупредила, что молдавские власти никогда на признают этот долг, который накапливался более 10 лет, своим. При этом Тирасполь использовал «бесплатный» российский газ для выработки электроэнергии, которую продает в Молдавию.
Формально образовавшийся газовый долг лежит на молдавской стороне, 50% компании «Молдовагаз» принадлежит «Газпрому», 35,33% — правительству Молдавии, 13,44% — администрации Приднестровья. Размер молдавского долга «Газпрому» сейчас составляет около $ 7,5 млрд, практически всю эту сумму формирует задолженность потребителей в Приднестровье. Президент Приднестровья Вадим Красносельский считает, что поскольку контракт Россией заключается с «Молдовагаз», то и обязательства по его оплате, в том числе объему для потребителей Приднестровья, ложатся на Кишинев.
-2011 год.Тираспольский лидер Игорь Смирнов угрожает Кишиневу приостановкой поставок российского природного газа на территорию республики. Таким образом, по его словам, Приднестровье намерено адекватно реагировать на экономические санкции, введенные Кишиневом.
На пресс-конференции Игорь Смирнов отметил, что Тирасполь прекратит транзит природного российского газа для Молдовы через свою территорию. К подобным мерам лидер ПМР обещал прибегнуть только в качестве ответной санкции на экономическую блокаду со стороны РМ, передает «Новый регион».