Приговоры и наказы крестьян Центральной России 1905-1907 гг. Сборник документов. Москва 2000 г.
1905 г. июля 17. — Прошение крестьян Хотебцовской волости Рузского уезда Московской губернии Николаю II
Стр 54.
У нас нет образованных священников, а ведь священник должен служить руководителем народа, а теперешние священники по своей необразованности не удовлетворяют нас, да и высокие поборы за исполнение ими требтяжелы для нас. Мы страдаем от малоземелья, а господские, кабинетские, монастырские, удельные земли нас окружают и мы должны платить высокую аренду, чтобы ими пользоваться.
ГАРФ. Ф. ДП. 00. 1905. Д. 1000, Ч. 1. Т.2. ЛЛ. 168—169. Заверенная копия. Революционное движение в России весной и летом 1905 г. Ч. 1. С. 388—389.
1905 г. ноября 2. — «Приговор-наказ» крестьян с. Казакова Арзамасского уезда Нижегородской губернии
Стр. 86.
Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью, коноплями, и норовят, как бы почаще с молебнами походить за деньгами, умер - деньги, берет не сколько дашь, а сколько ему вздумается. А случится год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 33 десятины земли, и грех было бы - хлебом-то брать, строй ему дом за свой счёт на последние крохи, не построишь и служить не станет.
Нужно нам, чтобы наши священники были на жаловании от казны, тогда не будет нам от них притеснения и обиды.
«Нижегородская земская газета» 1905. 19 ноября.
1905 г. декабря 8. — Приговор крестьян с. Елизарьева Ардатовского уезда Нижегородской губернии в Совет министров
Стр. 142.
Если и есть где вокруг нас много земли, так это во владении соседних монастырей Саровского и Дивеевского. Известно, что Саровский монастырь имеет десятки тысяч прекрасной земли со строевым лесом. Вся земля эта в разные времена пожертвована туда благотворителями. Землю эту монахи своими руками не обрабатывают, а пользуются наемными рабочими из нашей же среды. По правилам церковным и уставам монастырей иноку не полагается иметь никого имущества: «кто принимает иночество, тот клятвенно обязуется отречься от всего мирского, служить только Христу и спасению ближнего». Между тем мы собственными глазами видим, что монахи распоряжаются громадными поместьями, копят груды золота и вкушают прекрасную пищу, когда в то же время мы, соседи их, — трудовые люди, — не имеем зачастую и корки хлеба.
«Нижегородская земская газета» 1906. 5 января.
1905 г. ноября 18. — Приговор крестьян общества Кумолова Петергофского уезда Петербургской губернии
Стр. 124.
4. Уничтожения платы священнослужащим за совершения св. таинств и треб и назначения им жалованья от правительства.
Высший подъём революции 1905-1907 гг. Ч. 1. С.542-544.
1905 г. декабря 20. — Приговор крестьян Торбеевской волости Сычевского уезда Смоленской губернии в Правительствующий Сенат
Стр. 146.
10. Всякие поборы за разные требы, как-то за погребение, венчание и проч., все должны быть отменены и переведены на окладное жалование. Земля от священно-церковно служителей должна быть отобрана в крестьянское пользование.
РГИА. Ф. 12781). Он. 1. 1906. Д. 281. ЛЛ. 42-44. Рукописный подлинник.
1906 г. марта 5. — Приговор крестьян Николаевской волости Ардатовского уезда Нижегородской губернии в Государственную думу
Стр. 148.
Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью и норовят как бы почаще с молебнами походить, а деньгами: умер — деньги, родился — деньги, исповедовался — деньги, женился — деньги, берет не сколько дашь, а сколько ему вздумается. А случается год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 36 десятин (вместе с причтом) земли, и грех бы было хлебом-то брать, строй ему дом за свой же счет, за последние крохи, добываемые нами не потом, а кровью. Если не построишь и служить, пожалуй, не станет, это хорошо бы, а то, пожалуй, и так, что хотя священник, подгоняя в какой-либо высоко торжественный праздник, хотя «пасхи», в церкви просит прихожан построить ему дом, а в случае отказа просьбы священника, тогда он за этот отказ и в такой праздник не пойдет с молебнами и, пожалуй, в гневе своем по отхоле литургии молящих не отпустит св. крестом, а если хотя и пойдет с молебнами, но только по выбору, кто ему даст на постройку дома 10—15 коп. с дома, а кто этого не даст, то к тому совсем не пойдет, что это и случалось в одном нашем приходе.
Стр. 169.
11. Нужно, чтобы наши священники были на жалованьи от казны‚ тогда нам от них не будет притеснения и обиды, а также и приходский причт выбирался нами, прихожанами, а не на назначается епархиальным начальством.
Революция 1905—1907 гг. в России. Документы и материалы. Второй период революции. Ч. 1. Кн. 1. С. 450-452.
1906 г. апреля 16. - Приговор крестьян с. Сельца и д. Бориковской Ростовского уезда Ярославской губернии в I Государственную Думу.
Стр. 171 -172.
1. Имея крайне малый земельный надел, необходимо прирезать всю нашу церковную землю, так как оную священноцерковные служители не обрабатывают и сдают нам в аренду. Аренда земли настолько велика, что трудно даже себе представить, например, около 80 руб. за десятину, что годами не оправдывает уплаты аренды, не считая нашего труда, работы.
2. ...Да и не грешно отдать нам монастырские покосы, так как монахи живут без нужды, ходят с иконами по селениям и собирают у нас товар - лук и картофель.
9. Для поддержания религии и привлечения лучших священников необходимо назначить им жалованье на счёт казны, а все требы чтобы совершали они бесплатно.
РГИА. Ф. 12751). Он. 1. 1906. Д. 290. ЛЛ. 35—37. Рукописный подлинник.
1906 г. апреля ранее 30. — Из приговора крестьян Макарьевского уезда Нижегородской губернии в I Государственную думу
Стр. 174-175.
7) Все крестьяне втихомолку обижаются на церковный причт, и об этом никто не хочет заявить. Теперешние священники лля крестьян чужды, они не ездят к крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут, сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а также и за похороны при церкви и за могилы при церквах-же. Все это крестьян — людей темных — возмущает. Церкви строили наши прадеды, а распоряжаются всецело приезжие люди. Надо все это изменить [...] Положить всем священникам жалованье за которое они и должны преподавать в училишах Закон Божий без особой доплаты. А также установить, чтобы за венчание не брали, крестить ездили бы по деревням бесплатно, за могилы деньги чтобы поступали в церкви, а поборов с приходяших инок никаких не делать — допускать бесплатно. От налогов церкви освободить, и священники должны всецело зависеть от прихода. По приговору прихода, они должны быть принимаие емы и увольняемы, а также должны иметься в церквах, подцерковных старост, приходные книги, которые и должны прич попечительскими сходами. Расходов, произведенные без приговоров попечительского схода, не принимать.
Газ. «Крестьянская Россия» 1906. 30 апреля.
1906 г. мая 29. — Приговор Мигновичского общества Краснинского уезда Смоленской губернии в Трудовую группу I Государственной думы
Стр. 217.
Требуем немедленно полной амнистии, а в частности освобожления из тюрьмы безвинно находяшегося там соседнего нашего священника села Троян, о. Георгия Кутузова, который но доносу полиции и других злых людей арестован. А он заботился о нас, крестьянах, и вовремя беспорядков успокаивал нас, советовал платить подати и убеждал не брать чужого.
Газ. «Трудовая Россия» 1906. 4 июня; «Страна» 1906. (17) июня.
1906 г. июня не позднее 11. — Наказ крестьян с. Высокого Шаблыкинской волости Карачевского уезда Орловской губернии в I Государственную думу
Стр. 254.
7-ое. Приходам должно быть право выбирать священнослужителей, требы быть должны бесплатны, жалованье от государства.
ГАРФ. Ф. 1167. Оп. 1. Ч. 2. Д. 4466. ЛЛ. 1 об.—2. Рукописная копия.
1906 г. июня не позднее 16. — Воззвание крестьян с. Шаблыкина Карачевского уезда Орловской губернии к Трудовой группе I Государственной думы
Стр. 266.
5) священнослужителям должно идти жалованье от казны, требы бесплатно; ставить их по желанию прихода;
Газ. «Страна» 196. 16(29) июня.
1906 г. июня ранее 23. - Насмказ крестьян д. Борвиков Пореченского уезда Смоленской губернии в Трудовую группу I Государственной думы
Стр. 283.
Близкий нашему деревенскому люду человек, священник, и тот выколачивает с нас по полторы да по две десятки за похороны, за венец, не говоря о бесконечных колядах.
1906 г. июня ранее 28. — Приговор крестьян Рибшевской волости Поречского уезда Смоленской губернии в Г Государственную думу
Стр. 297.
Кроме того, церковные служители, священники тащут с бедного крестьянина за похороны большого 7—10 рублей, за венец от 10 до 25 рублей, за молебны само-собою и т. п., требуют плату с живого и мертвого. Спрашивается, где же бедному крестьянину оплатить все, когла он лишь в силах отбыть казенные повинности, а тут пан и священник. Так вот и живешь, всё время мучаешся, как несли рабство наши предки и отцы.
Стр. 298.
4) Чтобы отбывали повинности все лица, имеющие землю, а именно, пускай же платят помещики, и вообще все землевладельцы подати так, как крестьянин, т.е. поровну за каждую дес.; за что же требовать все от одного лишь крестьянина, который и так не опомнится от одних лишь помешиков и священников, на которых век свой как сами, так и дети, живем и работаем.
7) Установить, чтобы не было запрещения со стороны начальства иметь ворота на надельных землях, которые защищают кусочек засеянного семенами крестьянского польца, купленными с кровавым потом от трудов кажлого крестьянина у купца, или помещика, которые дерут непомерные платы за семена, так как им хорошо известно, что крестьянин никуда, кроме них, не уйдет, постоянно у них в руке, а отчего спрашивается? Оттого, что крестьянину не на чем работать, а если что и уродится на польце крестьянина, то разрубит их ворота полицейский урядник, несмотря на просьбы и кровавые слезы крестьян оставить таковые, и конечно через это стравят крестьянский хлеб, и вообще много стало для простого крестьянина плохо жить в нынешние года через помешиков, землевладельцев и священников, которые совсем привели нас в нищету и бедность.
Газ. «Речь (Государственная дума)» 1906. 28 июня (11 июля).
Вот так вот. Помещики, землевладельцы и священники привели крестьянство в нищету и бедность.
80 руб. за десятину (1,09 га) - неподъемная арендная плата, годами не отбивается. А похороны 7-10 рублей, венчание 10-25 рублей и еще за всё по мелочи местному "служителю" плати.
И "притеснения и обиды" от священников, оказывается, исходят. Вот ведь.
А "монахи распоряжаются громадными поместьями, копят груды золота и вкушают прекрасную пищу, когда в то же время мы, соседи их, — трудовые люди, — не имеем зачастую и корки хлеба"
В этой книжке дохерищщи всего интересного, в работе тематическая подборка на тему "откуда крестьянам взять землю?". Спойлер: отобрать у помещиков, частников, церкви и вообще у тех кто её не обрабатывает своим трудом. "Земля - крестьянам", и это за более чем 10 лет до того как Ульянов-Ленин (или как его называют укушенные в мозг: Бланк) "всех обманул своим популизмом".