Реклама Google — средство выживания форумов :)
В российском обществе живуч стереотип об Иосифе Сталине как «эффективном менеджере». Разделяющие эту точку зрения люди утверждают, что при втором советском лидере народное хозяйство добивалось поставленных целей без проволочек и потерь в качестве.
Речь идёт, в том числе, и о системе принудительного труда в исправительных лагерях, которая возрождается в современной России. В мае 2021 года тезис об эффективности в статье о ГУЛАГе как «социальном лифте» затронула колумнистка РИА «Новости» Виктория Никифорова, утверждая, что работа заключённых приносила пользу им самим, и выгоду государству в целом.
Реальный опыт советского ГУЛАГа говорит об обратном. Эффективность труда в громоздкой лагерной империи была низкой. В ней систематически вскрывались факты коррупции и непродуманного планирования. Зеки часто отказывались работать, поднимали восстания и устраивали «войны» между собой. А многие проекты, на которых трудились и массово гибли люди, оказались экономически бесполезными или брошенными.
Неслучайно демонтаж ГУЛАГа — не из гуманитарных, а из финансовых соображений — стал одним из первых шагов преемников Сталина после смерти главы Советского Союза.
Осенью 1935–го, когда облетали первый серийный ДБ-1, военная комиссия отказалась его принять как непригодный для эксплуатации в ВВС. Та же участь ожидала и семь следующих самолетов, требующих в лучшем случае длительной доводки. Из 18 построенных самолетов 2 забраковали, не допустив к эксплуатации, 3 остались на заводе (в бригаде ЦАГИ), 1 — в Ленинграде, 2 в НИИ ВВС и лишь 10 машин передали в 11–ю бомбардировочную авиабригаду, базирующуюся в Воронеже. ДБ-1 эксплуатировались здесь в период 1936-1937 годов, однако заметного следа своего присутствия в ВВС не оставили. По причине множественных недостатков в воздух поднимались редко, отдельные экземпляры за два года налетали всего по 60 часов. Впоследствии, в 1941 году, все построенные ДБ-1 были использованны в качестве мишеней на полигоне.