Реклама Google — средство выживания форумов :)
Начало моего бизнес-сотрудничества с украинскими компаниями произошло в декабре 1999 года, когда я пересек границу Украины на поезде и собирался выходить на пограничной станции Конотоп. Предъявил паспорт пограничнику, он внимательно просмотрел все страницы с визами и сказал: «Дайте 10 хривен».
Я сначала опешил и подумал, что это какой-то сбор, спросил его: «А почему я должен платить 10 гривен?». В ответ получил фантастический по простоте ответ: «Ну так вы же богатый, вот в Америку ездите, в Европу, дайте 10 гривен».
...
Деньги все равно пришлось отдать. При выходе с вокзала ко мне подошли два милиционера и попросили предъявить документы. Я показал, мне предложили сесть в машину и проехать в отделение проверить их по базе данных, договорились на 10 гривен, я дал 20 долларов, потому что еще не успел поменять их на гривны, забрал паспорт, сел в такси и поехал на Конотопский авиаремонтный завод, по пути думая о превратностях бизнес-поездок на Украину.
То, что я увидел на АРЗ, затмило и пограничника, и милиционеров. Вооруженные силы Украины пригоняли на ремонт вертолеты, но финансирования не было, вертолёты ставились на хранение и становились источником золота для всех работников завода.
Ну, а простые работники довольствовались тем, что снимали со стоящих на хранении бортов все, что можно было продать — часы, запчасти, аккумуляторы. Причем все очень свободно говорили об этом, мотивируя воровство словами: «Ну мне же платят зарплату 50 долларов в месяц, на что должна жить моя семья».
После Конотопа меня ждал визит на 410 АРЗ и встреча с уникальным человеком — назовем его, условно, Марк Ефимович. Ему было тогда за 60, жене 35, жена жила в США с маленьким ребенком, получив гринкард, а Марк Ефимович в Киеве зарабатывал им на жизнь в должности скромного начальника цеха на АРЗ. Мы сидели в каком-то ресторане, и Марк сказал мне: «У меня большая разница в возрасте с женой, я же умру раньше, надо обеспечить будущую жизнь жены и дочки, вот как только я заработаю миллион долларов, тогда перееду к семье в Америку и буду спокойно жить на пенсии». Для меня тогда один миллион долларов казался чем-то запредельным, и слова Марка казались какими-то мечтами.
Через год Марк приехал ко мне и сказал, что миллион уже переведен на счет жены в США, и он уезжает. Он крутился как белка в колесе, все закупки материалов для завода шли через него и все покупалось за тройную цену: первая цена поставщику, вторая — в карман Марка, третья — другим руководителям завода.
Еще больший доход приносила продажа запчастей. Списанные борта разбирались до последнего болтика, все на бумаге списывалось, а в реальности ложилось на «черный» склад, откуда доставалось по необходимости и во время ремонта самолетов ставилось на них как новые детали. На мой вопрос: «А не опасно ли это», Марк отвечал: «Я же инженер советской школы, все детали сделаны с многократным запасом прочности, могут еще 20 лет работать».
Стартовые условия Литвы и Украины после развала СССР были разными, и преимущество имела Украина со своей развитой промышленностью, сельским хозяйством, выходом к морю, атомной энергетикой, выгодными транзитными потоками. Как получилось, что через 30 лет после развала Советского Союза по оценкам МВФ, ВВП на одного жителя в Литве составляет 40 784 долларов, а на Украине 13 943 доллара? Поэтому, когда говорят, что коварный Путин целенаправленно ослаблял Украину, а потом напал на нее обескровленную, людьми, знающими о ситуации на Украине не понаслышке, это воспринимается как анекдот.
Сами украинцы ослабляли свою страну, не платили налоги, разворовывали промышленность, не давали ей развиваться. Те, кто поумнее и рангом повыше — становились олигархами и воровали миллионами. Люди рангом поменьше воровали цемент и кирпичи.
Выход? Отдать страну под протекторат и управление ЕС на 10-15 лет. Лучше жить в Пуэрто-Рико под протекторатом США, нежели в независимом Гаити. Уверен, что на референдуме по этому вопросу 90% украинцев проголосовали бы «за». Но такого референдума не будет, а жалко.
Тогда только один выход — ставить к каждому украинскому чиновнику, полицейскому, судье, прокурору советника из ЕС. Мобилизовать всех пенсионеров из стран Балтии, кто еще говорит по-русски, и попросить их на несколько лет переехать на Украину и помочь местной власти. Снимать им жилье и платить зарплату будет дешевле, чем тушить пожар по всей стране в 2024 году.