Отсутствие прочной веры в военную науку
Но, кроме чисто специфических условий, создавшихся в России вследствие запоздалого освобождения крестьян, имелась еще одна данная, которая затрудняла устранение хаоса в высшем военном управлении. Устранению последнего содействует «научная организация» работы. Но «научная организация» требует не только отдельных выдающихся представителей науки — она требует также достаточно высокого уровня социальной среды. Без этого мысли выдающихся ученых уподобляются колесам, не сцепленным с остальным сложным механизмом. Они могут вертеться, но вся их работа для данного механизма происходит впустую. Интеллигентный слой России, как мы видели, представлял собой лишь очень тонкую пленку на малокультурной, темной массе. Да и прочность самой культуры в этом тонком слое, измеряющемся числом поколений, в течение которого культура воздействовала на этот слой, была незначительна. Русская интеллигенция насчитывала со времен Петра не более 9 поколений. Поэтому и в самом образованном слое русского населения вера в науку и в необходимость ее для всякой организации, особенно в сложных областях государственной жизни, была чрезвычайно слаба. Русские выдающиеся ученые в большой мере уподоблялись ведущим колесам, расцепившимся с механизмом.
Для того чтобы иллюстрировать нашу мысль, мы приведем пример, взятый в узкой сфере артиллерийского вооружения. Общеизвестная немецкая фирма Круппа издала к своему столетию сборник. В этой книге рассказывается о трудностях выполнения первого прусского заказа на орудия крупного калибра и о помощи, которую фирма Круппа получила в лице русских ученых-артиллеристов — в теории и на практике. Свои опытные стрельбы Крупп производил на Охтенском полигоне, и наши светила по баллистике и порохам направляли его шаги. Прусское правительство грозило отнять и передать Армстронгу заказ на орудия крупного калибра, с которым Крупп бессилен был справиться, а Крупп, ссылаясь на успехи, достигнутые при русской помощи, просил задержать окончательное решение на один год. Сдав русским заказ на береговые пушки в 1876 г., Крупп стал на ноги и блестяще выдержал экзамен — в виде поставленного ему прусским военным ведомством требования конкуренции с образцами Армстронга. Это один из многочисленных образцов того, как бесплодная на родине русская научная и техническая мысль могла дать великолепные всходы на более питательной почве.
В области самой организации наука прививается гораздо позже, чем в какой-либо другой области. Школа Тейлора могла появиться только после того, как индустриальный уровень Северо-Американских Соединенных Штатов поднялся высоко. В еще более сложной организации — организации современной вооруженной силы — возможность широкого приложения науки требует еще большего количества благоприятных предпосылок. Этим и объясняется, что русская военная наука, насчитывавшая в своих рядах многих выдающихся ученых, тоже часто уподоблялась ведущему колесу без сцепления. Наглядным примером может служить участь такого выдающегося военного ученого и государственного деятеля, как граф Милютин, творец военных реформ эпохи императора Александра II. Вынужденный уйти с поста военного министра в самом начале царствования императора Александра III, он был отстранен от каких бы то ни было дел. Проживая в Крыму, он мог посвятить силу своего ума и опыта лишь писанию своих мемуаров.
Не менее поучителен случай с другим «ученым» военным министром, а именно — с генералом Редигером. Его научный труд «Комплектование и устройство вооруженной силы» не только был признан выдающимся Военной академией, но высшее ученое учреждение Российской империи, а именно — Императорская Академия наук, присудило второму изданию его книги полную «Макарьевскую премию». Неудача японской войны создает обстановку, в которой он выдвигается на пост военного министра, получая, таким образом, возможность приложить на практике научные выводы, сделанные в его труде. Но общий неблагоприятный для практического использования науки тон нашей жизни быстро прекращает эту случайную возможность.
Когда нет веры в науку, остается только вера в чудо, в появление гения. Гений, конечно, не пришел, и трудные условия, в которых развивалась вооруженная сила России, оказались неучтенными. Русская вооруженная сила, которая, как мы видели выше, должна была бы быть самой «дорогой», продолжала оставаться самой «дешевой». Это достигалось сильным понижением ее действительной боеспособности.
Н.Н. Головин — отсутствие прочной веры в военную науку
Генерал Н.Н. Головин. Военные усилия России в Первой мировой войне. Том 1. Париж, 1939. С.72-73: Отсутствие прочной веры в военную науку Но, кроме чисто специфических условий, создавшихся в России вследствие запоздалого освобождения крестьян, имелась еще одна данная, которая затрудняла… // bodmich.livejournal.com
Большой недостаток чувствуется у нас в школах
Много пользы могли бы принести у нас воскресные школы, где взрослое население на досуге обучается грамоте. Но, к сожалению, их очень мало. На всём протяжении России таких воскресных школ имелось в 1904 г. всего 83, между тем как в Англии их насчитывалось в то же время 53 590, в Германии — 7 742, даже в маленькой Финляндии — 7 611.
Малограмотен у нас народ потому, что мало расходуется денег на на устройство школ
Из разных народностей, населяющих Россию, русские менее грамотны, чем инородцы
В Швейцарии одна высшая школа приходится на 445 тыс. жителей, в Италии — на 476 т. ж., во Франции — на 602 т. ж., в Германии — на 2 376 т. ж., а в России — на 10 616 т. ж., каждое же среднее учебное заведение приходится в Швейцарии на каждые 27 т. ж., во Франции — на 35 т. ж., в Бельгии — на 37 т. ж., в Германии — на 49 т. ж., а в России — на 103½ т. ж
Про образование в РИ, из 1910 года.
Альманах календарь для всех [на 1911 г. (4-й год издания)]. - Петроград., 1910., С. 68-69 : Большой недостаток чувствуется у нас в школах. В 1906 г. в начальных училищах, которых считается во всей Империи 90 000 (имеются ввиду все начальные училища: Министерства народного просвещения,… // bodmich.livejournal.com
Основным продуктом Буре были карманные часы, стоимость которых начиналась от 2 рублей. Помимо этого, фирма производила дорожные, настенные часы, ходики, золотые репетиры. Большой объём заказов приходился на Военное министерство и Министерство путей сообщения.
Мозер появился в России в 1820-е годы, а в 1826 году создал часовую мастерскую в Санкт-Петербурге, несколько изменив звучание своего имени на английский манер — Henry Moser. Уже в 1828 году Г. Мозер открыл торговое представительство в Петербурге
За годы успешной работы фабрика выпустила множество видов и модификаций часов: карманные, наручные, настенные, настольные, часы для моряков, солдат, для людей, потерявших зрение, для бедных и богатых. Часы Мозера использовал знаменитый ювелир Фаберже для своих творений. Но независимо от стоимости изделия, механизм Мозера был залогом надежности и долговечности. В начале XX века компания «Генри Мозер и Ко» стала поставщиком императрицы Александры Федоровны, что явилось официальным подтверждением его качества.
В 1874 году Павел Павлович приобретает большую часовую фабрику, расположенную в швейцарском городе Ле-Локле. Павел Буре стал оценщиком кабинета императора, и за это получил право размещать на своей продукции и вывесках государственный герб[5]. Также он стал техником Эрмитажа. Однако конкуренция со стороны таких брендов, как Patek Philippe, Tissot и Breguet не дала достигнуть больших успехов.
В 1888 году Павел Буре продал свою фирму двум швейцарским подданным: Полю Жирару и Георгу Пфунду. Новые владельцы основали торговый дом «Павелъ Буре». Уставной капитал составил 30 тысяч рублей.
Для того, чтобы избежать высоких таможенных пошлин, часы Буре ввозились в Россию в виде деталей, а конечная сборка производилась в специальных мастерских. Для сборки часов использовался женский и детский труд.
В 1892 году был открыт магазин в Москве; позже — в Киеве.
Специально для своего бизнеса в России Мозер приобрёл фабрику в Ле Локле. Почти все детали производились в Швейцарии, лишь некоторые циферблаты и корпуса изготовлялись в Санкт-Петербурге, о чём говорит русское клеймо «Генри Мозер и Ко» на некоторых изделиях и упаковке.
Вскоре, хорошо вставший на ноги бизнес позволил Генри Мозеру уделять больше внимания семье в Швейцарии, доверив ведение дел в Петербурге и Москве своим представителям. Генри Мозер смог применить свой талант организатора и предпринимателя и на своей родине в Шаффхаузене. Он явился вдохновителем и организатором работ на реке Рейн, в результате которых была построена гидравлическая станция, вырабатывающая механическую энергию для заводов, в числе которых были и предприятия Международной Часовой Компании (IWC), которая до сих пор является лидером часовой промышленности и дала новую жизнь Шаффхаузену.
Луи Вильям Габю родился 6 мая 1847 года в Ле Локле, Швейцария, в семье часового мастера Луи Габю (фр. Louis Gabus) и Элизы Жаннере Гриз (фр. Heloise Jeanneret Gris). В возрасте двадцати лет он приезжает в Россию, где открывает своё часовое дело. В 1868 году в Москве появляется Торговый дом «В.ГАБЮ», мастерские и часовой салон находятся на Никольской улице в доме 15 (сегодня дом 23). Торговый дом «В.ГАБЮ» входит в тройку крупнейших в России производителей и продавцов часов и ювелирных изделий вместе с Торговыми домами Павла Буре (Paul Buhre) и Генри Мозера (Henry Moser & Cie).
К тридцати годам Вильям Габю организовывает собственную часовую фабрику в Швейцарии в г. Ле Локль. Изделия фирмы «В.ГАБЮ» отличают высокое качество механизмов, изящество форм корпусов и элегантность отделки. Выпускаются часы со сложными механизмами – вечный календарь, двойной хронограф, двухсторонний циферблат и т.д. В 1905 году Торговый дом числится «По первому разряду», среди покупателей офицерские, потребительские общества
В настоящее время производством часов занимаются Петродворцовый часовой завод «Ракета», Челябинский часовой завод «Молния», Чистопольский часовой завод «Восток», Златоустовский часовой завод[9], мануфактура «Константин Чайкин», ТД «Слава», Часовой дом «Полёт», «Верный ход», ТД «Заря» и ещё целый ряд компаний, занимающихся сборкой часов отечественных брендов из импортных комплектующих.
В 1848 и 1850 гг. почти повсеместный неурожай. В Екатеринославской губ. где в предшествовавшее десятилетие (1833-48 гг.) прибыль населения в год равнялась 14 т. чч. в последующее десятилетие (после неурожаев 1848—50 гг) явилась средняя ежегодная убыль в 6 т. чч.
В 1867 году страшный неурожай в Финляндии; смертность значительно повысилась. За 1861-65 гг. она составляла 26,2‰, в 1866 г. она была 34,3‰, в 1867 - 38,7‰ и в 1863 - 76,9‰. В некоторых уездах Абосской губернии смертность равнялась 110‰ и число умерших в семь раз превосходило число родившихся
О голоде в Российской Империи
Материалы для изучения свойств голодного хлеба. Казань. Типо-литография Императорского Университета. 1893. С. 59-61: К счастью, голода текущего столетия не представляют уже той интенсивности, как это бывало в старые добрые времена и ни разу не достигали своего апогея.… // bodmich.livejournal.com
Неужели никакой помощи?— спрашиваю я. А общественный работы? Эти работы — одно горе. Прежде всего, далеко не все голодающие ими заняты. Потом на работы предпочитают брать с лошадью, а безлошадным отказывают. Обстановка работы ужасная: где-нибудь среди степи, за 8—10 верст от жилья, в грязи, в стуже... У мужиков теплой одежды нет, а приходится жить и работать в холоде. Несчастные тощие клячонки их еле тащат тачку с землей. Часто на дорогах валятся и издыхают. Обезумевший от горя и страха мужик возвращается домой без лошади...
"Без хлеба. Очерки русского бедствия" и вывоз хлеба из РИ
Без хлеба. Очерки русского бедствия (Голод 1898 и 1911-12 гг.) А.С. Панкратов Издание В.П. Португалова, Москва, 1913. С. 52-53: Она рассказывала, что лошади у них идут уже по 4 рубля. Крестьяне боятся оставлять их на зиму все равно издохнут с голода и продают.… // bodmich.livejournal.com
русский народ плохо питается, восполняя недостачу хлеба какими-либо суррогатами. В человеке из интеллигентного класса такое сомнение понятно, потому что просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают, живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен, — вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает
А.Н. Энгельгардт - Из деревни. 12 писем. 1872-1887. (Литературные памятники, 1999)
А.Н. Энгельгардт - Из деревни. 12 писем. 1872-1887. (Литературные памятники, 1999). С. 352-353: Автор статьи Отеч. Записок доказывает, что остающегося у нас за вывозом хлеба не хватает на собственное прокормление. Этот вывод поразил многих, возбудил у многих сомнение в верности… // bodmich.livejournal.com
История России представляет длинный ряд голодных годов
Особенно распространено было употребление суррогатов в злосчастный 1601—02 г., когда, ели солому, сено, собак, кошек, мышей, всякую падаль, такую мерзость, что, как говорит летописец, писать недостойно; в Москве человеческое мясо продавалось на рынках в пирогах. Во время Г. в Нижегородской губ. в 1734—35 г. крестьяне питались гнилою дубовой корою, ели дубовые желуди и т.п. В 1822 г. в Повенецком у., Олонецкой губ., во всеобщем употреблении у крестьян была сосновая кора, вместо муки; В 1833 г. хлеб заменялся жёлудями и древесной корой, муку смешивали с глиной. То же делали и в 1891 г., когда в некоторых местностях, раньше чем поспела правительственная помощь, и лебеда считалась роскошью. Само министерство внутренних дел прописывало иногда рецепты для приготовления разных суррогатов: в 1843 г. учило, как делать хлеб из винной барды или из картофеля с примесью ржаной муки, а в 1840 г. преподавало способы приготовления муки с примесью свекловицы. Неизменный результат всякого рода суррогатов — болезни и усиленная смертность
Наконец, и в злосчастном 1891 г., когда весь восток Европ. России объят был неурожаем, урожай хлебов в губ. малороссийских, новороссийских, юго-западных, прибалтийских и на севере Кавказа был таков, что в общем в России уродилось на каждую душу несравненно больше тех 14 пудов, которые признаны были тогда достаточными для продовольствия души в течение года. Но покупательная сила нашей массы, по отсутствию сбережений, столь ничтожна, что всякий неурожай вызывает необходимость правительственной помощи и частной благотворительности, как для продовольствия, так и для обсеменения, предотвращения падежа рабочего скота и т.п.
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь. Статья "Голод".
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь. Том IX. С.-Петербург. Типо-Литография И.А Ефрона. 1893. С.102-104: Голод (как общественное бедствие), голодовка, наступает тогда, когда высокие цены на предметы первой необходимости, и прежде всего на хлеб, делают их трудно доступными или… // bodmich.livejournal.com
За последнее время какое бы мероприятие, направленное к расширению той или иной отрасли нашей промышленности, работающей на армию, ни обсуждало Особое Совещание, оно неизменно встречалось с одним и тем же препятствием — людей нет. Даже производство столь необходимых для нас тяжелых снарядов, за которое энергично принялось артиллерийское ведомство, встречается с тем же затруднением. Так, еще весьма недавно, Начальник Главного Артиллерийского Управления указывал Особому Совещанию, что если ему не будет дано откуда бы ни было 30 тысяч рабочих, он не может серьезно наладить производство тяжелых снарядов и что он сам этого количества рабочих набрать не в состоянии. То же явление и в частной промышленности, на которую опирается военная. В шахтах не хватает людей для добычи угля, у доменных печей — для выплавки металла, соответственно повышенной потребности в них. Заводы занимаются систематическим переманиванием рабочих друг у друга, что породило даже мысль об издании особого для борьбы с этим злом закона. Малолюдие отражается в равной степени и на всей сельской жизни. Величайшее затруднение в продовольственном деле испытывается отчасти из-за того, что ослаб гужевой промысел — некому везти хлеб на станции. Свеклосахарные заводы, за недостатком людей, не были в состоянии выкопать и свезти вес урожай свеклы. Сельскохозяйственные работы — молотьба и осенняя вспашка — прошли с запозданием и притом при крайнем напряжении всего сельского населения.
Словом, весь государственный механизм и все народное хозяйство испытывают совершенно явный недостаток в людях. На это возможно, казалось бы, возразить, что количество населения, призванное в войска, в процентном отношении к общему его количеству, у нас менее значительно, нежели у наших врагов и особенно у нашей союзницы Франции: у нас оно составляет около 10%, а во Франции достигло 16%. Но положение народного хозяйства в Западной Европе и у нас не может быт сравнимо: наши огромные пространства, с разбросанным на них редким населением и слабо развитыми городскими центрами, недостаточная сеть железных дорог, при непроездности, в течение некоторой части года, большинства грунтовых дорог, наряду с расположением месторождений металлов и горючего, столь необходимых для изготовления боевых припасов, в отдаленных от многих металлургических заводов местностях Империи, наконец, наши климатические условия, требующие много труда по охранению от зимней стужи, а также по борьбе с снежными заносами, — все это вызывает необходимость у нас такой добавочной работы, а, следовательно, и лишних рабочих рук, которой не знает Западная Европа. Наконец, сравнительная ничтожность у нас, по сравнению, например, с Францией, механических двигателей (в 1908 г. число паровых лошадиных сил во Франции было в 15 раз больше, нежели у нас), и меньшая, обусловленная многими причинами, производительности русского рабочего, по сравнению с западноевропейским рабочим, приводит к тому, что отвлечение у нас от производительной работы 10% населения едва ли не тяжелее отзывается на общем ходе народного хозяйства, нежели во Франции 16%.
В частности, нельзя не указать, что включение в ряды войск многих квалифицированных рабочих, общее число коих у нас вообще незначительно, с неизбежной заменой их на заводах рабочими, к сложным производствам, либо специальным работам, непривычными, повлекло за собой увеличение общего числа заводских рабочих, без соответственного увеличения производительности заводов. Особенно это отразилось на добыче угля, где увеличение числа рабочих с 170 тысяч до 250 т., из-за замены опытных углекопов неопытными, лишь незначительно увеличило общую добычу угля. Наряду с этим недостаток не только механиков, но даже простых слесарей и кузнецов, достиг таких пределов, что отражается даже на сельских работах, благодаря невозможности производить простейший ремонт сельскохозяйственных орудий, Между тем, пространство нашей посевной площади в одной Европейской России, исключив область, занятую врагом, превышает 72 миллиона десятин, а сенокос — 20 миллионов десятин, что почти достигает пространства всей территории Франции и Германии, взятых в совокупности. Обработать и убрать эту исполинскую земельную площадь одной лишь мускульной человеческой силой, без содействия специальных орудий, оставшееся на местах население не в состоянии
Доклад «Особого Совещания» о приближающемся исчерпании людского запаса.
Генерал Н.Н. Головин. Военные усилия России в Первой мировой войне. Том 1. Париж, 1939. С.97-106: Доклад Особого Совещания о приближающемся исчерпании людского запаса. К концу 1916 года контингент ратников ополчения II-го разряда близился к исчерпанию. Россия стояла перед… // bodmich.livejournal.com
однако чин прапорщик как первый офицерский чин был сохранён в кавказских милициях и для военного времени;[4] а также для прапорщиков запаса[5].
а также для прапорщиков запаса[5].