Неоднозначные разсуждения от бибисей. Начинают со сдержанного оптимизма, потом - "...с другой стороны".
ЕС теперь зависит от российского трубопроводного газа меньше чем на 8%. Однако заместить эти восемь процентов практически невозможно.
Сократить потребление газа еще на 15%, как в прошлом году, уже не получится, потому что и у промышленности, и у населения почти исчерпаны имевшиеся возможности для экономии, а новые — дело затратное и долгое.
Пока что европейский центр Коперника прогнозирует температуры выше нормы в октябре и в целом мягкую погоду в Западной Европе вплоть до Нового года. Но морозные месяцы традиционно — январь и февраль, и на них прогнозы пока не выписаны.
Если не получится сильно сократить потребление за счет экономии и погоды, можно подготовиться к возможной потери этих российских 8% увеличением закупок в других странах. Однако и это проблематично.
Простаивающих трубопроводов нет и единственный источник — поставки сжиженного газа морем. Его крупнейшие производители — США и Катар. ЕС продолжает закупать СПГ и в России (12,4 млрд кубометров за последние 12 месяцев, по данным Симсон).
Сжиженный газ для ЕС теперь играет ту же роль, что российский трубопроводный до войны. За счет СПГ в первом полугодии покрывалось 40% потребностей стран Евросоюза в природном газе, отмечает IEA.
Резко увеличить эти закупки нереально. Мощности сжижения в мире ограничены, и только в середине 2025 года ожидается ввод в строй целого ряда проектов, что всего за год увеличит предложение примерно на 13%. Такого еще не было в короткой истории молодой газовой отрасли.
Но это потом. А сейчас избытка на рынке нет, и любой скачок спроса (например, восстановление экономики Китая) или перебои с предложением (аварии и забастовки на терминалах в США и Австралии) оборачивается всплеском цен.
Европе остается надеяться, что в Кремле неожиданно возобладает прагматизм и Путин согласится качать газ вплоть до 2027 года, когда ЕС сам собирается полностью отказаться от российских поставок.