Реклама Google — средство выживания форумов :)
Путешествие за три валюты
Не так давно агентство Reuters описало настоящую детективную историю, как индийский производитель цемента купил российский уголь за юани. При этом для покупки были использована западная финансовая инфраструктура — в сделке, как выяснилось, участвовал гонконгский филиал крупнейшего мирового банка HSBC, штаб-квартира которого находится в Лондоне, а также крупнейший частный банк Индии HDFC Bank.
Индийский кредитор поддержал покупку производителем цемента Ultratech российского угля у производителя и трейдера СУЭК за 172,7 млн юаней (25,74 млн долларов), пишет Reuters со ссылкой на документы, сопровождавшие сделку. В счете-фактуре СУЭК просит Ultratech перевести 172,7 млн юаней на счет СУЭК в шанхайском отделении China Everbright Bank. В качестве банка-корреспондента СУЭК указал гонконгский филиал HSBC, который выступил посредником при переводе денег из одного банка в другой. Журналисты Reuters не смогли определить, был ли получен платеж China Everbright и участвовал ли HSBC или какой-либо другой банк в переводе средств. При этом также неизвестно, были ли в дальнейшем эти юани конвертированы в другую валюту.
Важно, что эта покупка никак не нарушает санкции, введенные против РФ, отмечает Reuters. И это лишь один из способов, с помощью которого Россия могла бы продолжать продавать товары за границу, не рассчитываясь при этом в долларах.
Юань расправил плечи
Индийское правительство и центральный банк знали о возможных платежах за российские грузы в китайских юанях, пишет Reuters со ссылкой на источники. И, судя по всему, никакого неприятия у индийских властей это не вызвало. Индия уже импортирует 20% своей нефти из России, хотя в последние годы эта цифра не превышала 5%. По всей видимости, сейчас по этому же маршруту отправится и российское золото после наложения на него западных санкций.
Индия вообще становится вторым торговым партнером России после Китая. А по политической значимости — и первым, поскольку, в отличие от Пекина, Дели не требует от России политических преференций, и расплачивается за экспорт и долларами, и рупиями, и даже юанями.
И пока что выглядящие непривычными сделки между российскими и индийскими компаниями в юанях могут серьезно повлиять на мировую торговлю в будущем. Пока оплата в китайской валюте не стала массовой, пишет Reuters, но задается закономерным вопросом — а что будет, если станет? И что будет, если и другие страны начнут торговать между собой в китайской валюте?
Противодействие санкциям: Россия стала крупнейшим поставщиком удобрений в Индию
Согласно публичным данным, Индия заключила контракт с Россией на поставку 3,5 млн тонн дифосфата аммония, что стало наибольшим импортным показателем при общих объемах поставок в страну в 9,5 млн тонн. Таким образом, Россия стала лидером по экспорту сельскохозяйственного удобрения в Индию.
В условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны ряда западных стран, Россия успешно переориентировала экспортные потоки на Восток.
После того, как Вашингтон и остальные члены Большой семерки усилили мониторинг за выполнением нефтяных санкций против России, начали появляться танкеры с российской нефтью, от которых отказываются покупателя, чтобы не попасть под действие американских вторичных санкций. В результате несколько танкеров, уличенных в транспортировке российской нефти, которая стоила дороже 60 долларов за баррель, ценового потолка, определенного G7, попали под санкции. В последнее время все больше танкеров с нефтью марки Sokol вместо того, чтобы плыть в Индию, стоят на якорях вблизи побережья Южной Кореи и Сингапура. Впрочем, в феврале снижение поставок российской нефти в конце прошлого года и в первом месяце 2024 года компенсировал Китай. Китайские трейдеры и нефтепереработчики, похоже, меньше индийских боятся американских санкций и энергично покупают российскую нефть, от которой отказалась крупные индийские нефтеперерабатывающие компании. Здесь следует отметить, что речь идет в основном о государственных компаниях.
Максимально объем российской нефти, от которой отказались индийские покупатели и которая оставалась в море в трюмах танкеров, в моменте превышало, по данным Oil Price, 10 млн баррелей.