Что происходит с российской системой исполнения наказаний на фоне СВО и что ее ждет в ближайшем будущем
// monocle.ru
...
И все же изменения есть, если брать за точку отсчета старт заявленной масштабной реформы в 2009 году. Тюрьма пятнадцатилетней давности мало похожа на нынешнюю. Ощутимо снизилось число заключенных: если в 1995 году в местах лишения свободы содержалось более 1 млн человек, то в 2010-м — 819 тыс., а по данным на январь 2023 года, немногим более 430 тыс. человек. Число заключенных планомерно уменьшалось в связи с гуманизацией правосудия. Свою лепту вносили и общее снижение уровня преступности в России, борьба с бедностью и бандитизмом.
Меньше заключенных — меньше и мест лишения свободы. В прошлом году было ликвидировано 24 исправительных учреждения, а всего с 2010 по 2020 год прекратили работу более 150 центров уголовно-исправительной системы.
...
Невообразимо, но, кажется, готова окончательно уйти в прошлое и тюремная культура — отчасти из-за смены поколений в тюрьмах, где с каждым годом становится все меньше классических зэков, отчасти благодаря запрету арестантской субкультуры АУЕ* и работы с ворами в законе.
- кстати, по слухам, тюремная субкультура ушла настолько далеко, что нынче ворам не то что не западло работать - а напротив, работы становятся привилегией; т.к. за это платят!
...
Реформы ФСИН буксовали в том числе потому, что систему возглавляли люди из МВД и других структур. Там другой опыт, другие методы — оперативная работа в местах принудительного содержания, сам подход к получению и реализации оперативной информации разный
Но пришла другая беда. На смену «черным» колониям, где всем заправляли «блатные», приходят «зеленые» зоны с эмиром во главе: из-за нарушенного этноконфессионального состава в результате бесконтрольной миграции из среднеазиатских стран в колониях оказывается все больше иностранцев и новоиспеченных граждан России, живущих «своим» укладом. Уголовная среда, и так не слишком приятная сама по себе, стремительно начала радикализироваться. Наша система исполнения наказаний оказалась к такому явлению не готова.
...
как следствие, в местах лишения свободы начали формироваться так называемые тюремные джамааты.
При этом история с «зелеными» зонами не новая для нашей страны. Тюремные сообщества, в которых «масть» пытались захватить радикальные исламисты, начали появляться в России еще с конца 1990-х годов, в результате активной борьбы с чеченским бандподпольем. Кроме них существовали так называемые красные зоны, где администрация исправительного учреждения поддерживает порядок сама и через лояльных осужденных, и черные, где всем «по понятиям» заправляют сидельцы, а тюремное начальство во внутренние дела почти не вмешивается.
Политика ФСИН все последние годы была направлена на постепенную ликвидацию «черных» зон: в целом ведомству это удалось, так как из тюремной среды со сменой поколений постепенно уходили и воровские «понятия». Правда, «зеленую» зону можно рассматривать и как разновидность «черной».
...
После начала СВО часть заключенных, как правило представители коренных народов России, получили возможность покинуть стены тюрем и отправились воевать. В итоге национально-религиозный баланс в местах заключения оказался нарушен. Только в составе группы «Вагнер», по разным оценкам, воевали около 50 тыс. заключенных, примерно восьмая часть от всех содержащихся в уголовно-исполнительной системе на 1 января 2023 года. А ведь очень серьезный добор осужденных был и в другие штрафные подразделения ВС РФ.
...