А.Н.> Какие, например? И на каких языках? Если Вы про Кумранские рукописи, то их открыли довольно давно.
Все относительно...
А.Н.> Aaz>Так что Ваша категоричность не имеет, ИМХО, под собой устойчивой почвы.
А.Н.> А Ваша версия? Только, если можно, с источниками.
Да какие у меня могут быть источники - я ведь ничего не утверждаю категорически (в стиле РПЦ
), а просто "подвергаю сомнению". Голая логика "адвоката дьявола"...
Версия же такова: поскольку "стихийный канон" христианства изначально был "синтетическим", то включал он источники на разных языках. Естественно, что это было неудобным, посему по возможности привели к единому языковому стандарту. А поскольку из "общеупотребимых" языков в этих источниках существовал только греческий, то к нему все и привели по возможности (не на древнееврейском же было литературу использовать
).
Соответственно, и "официальная кодификация", которую проводили под руководством Константина, тоже внесла свою лепту в этот процесс отбора.
А.Н.> В Александрии, например.
Ну, тут никто не спорит - город фактически был эллинским...
А.Н.> И в городах Иудеи в значит. степени тоже. Эллинизация Вост. Средиземноморья началась ещё в 4 веке до н. э.
Даже как бы не в VII веке... Но эллинизированы, насколько я понимаю, были Малая Азия, Сирия и Египет, где койне действительно господствовал. Иудея же в значительной степени сохранила свою самобытность, в том числе и языковую.
А.Н.> Возражений особых нет, а вот вопросы есть. На каких языках были другие первоисточники, когда и кем (предположительно) переведены?
Чисто гипотетически: послание Павла, бывшего ранее ревностный иудеем, адресованное евреям, вполне можно представить себе написанным на арамейском... Потом сам е и перевел, дабы это служило материалом для других проповедников.
Как Вам версия?
А.Н.> ...сами Евангелия (по данным того же лингв. анализа) были изначально написаны на койне (разговорный вариант греческого). Если у Вас есть другие данные — так и скажите.
Ну, лингвистический анализ "мертвого" языка - дело, как Вы понимаете, небесспорное...
Дело в том, что многие исследователи считают, что Евангелия есть "сбрники"
устных проповедей, перенесенные на бумагу. Поскольку первые христианские проповедники появились все же в Палестине, не полностью отделяли себя от иудейской общины, и зачастую проповедовали в синагогах, естественно предположить, что проповедовали они все же не на греческом.
Отмечается, что та же Септуагинта была создана в Александрии, и почиталась как раз евреями, которые жили
вне Палестины - они уже не знали древнееврейского, и перевод на близкий им койне позволял "не отрываться от корней". Ибо это был перевод
иудейской Библии, а использоваться христианами он начал уже позднее.
Существует точка зрения (хотя и не всеми разделяемая), что первые христианские тексты представляли собой выдержки из Ветхого завета, в которых говорилось о приходе Мессии (т.н. тестимонии). Причем считается, что эти записи делались не на основе письменных источников, а, опять таки, путем фиксации на бумаге устных проповедей, заученных наизусть. Соответственно, считается, что вполедствии эти "цитаты" вошли и в Евангелия (как в канонические, так и в апокрифы).
Так что, повторюсь, говорить о том, что Евангелия были "изначально написаны на койне" - несколько категорично. Слишком много у них было "предисточников".
А.Н.> Много, много примеров. Так что не мы одни такие нехорошие.
Ну, дык! Все христиане отметились достойно...
Aaz>> Помилуйте! Это уже Ваше личное дело. В отличие РПЦ, я свою точку зрения на верисповедание никому не навязываю...
А.Н.> Да и я, в общем-то, тоже. Но делать-то что? Я имею в виду — не только мне.
ИМХО, думать - и решать для себя этот вопрос. Естественно, что для такого решения важно обладать максимальным объемом информации. А представьте себе, что человек "внутренне расположен" именно к католичеству - ведь невозможность реализации этого ни к чему хорошему не приведет...
А.Н.> Где? В романских странах — большая часть населения. (Кстати, по данным того же Ле Гоффа, франков во Франции было всего неск. %.)
??? А кто же тогда там жил? Ведь не римляне же...
А.Н.> И по ним можно достаточно достоверно судить и о разговорном языке того времени.
Да не слишком... Это мы так думаем - а на самом деле звучания этого языка никто воспроизвести не может.
Доп. см. мой ответ на Ваш пост, адресованный ув. Zeus'у.
А.Н.> Стремление стремлением, а вот где это реализовалось, кроме Женевы при Кальвине?
Ну, второй великий реформатор - Лютер - по этой части тоже был не промах...
Да и ученички того и другого постарались по мере сил. Могу еще Яна Гуса напомнить - тот тоже дал прикурить... Просто сейчас люди спят еще - нет возможности порыться в шкафах в поисках "Истории религий".
Кроме того, мы ведь говорим не о реализации, а все же, ИМХО, именно о стремлениях.
А.Н.> Поищу как-нибудь. Только можно конкретнее? А то одни намёки.
Извините...
Скажем, те же меннониты тщательно избегали всякой гос. службы, особенно - связанной с насилием (т.е. и с армией). При попытках властей подвести их под воинскую повинность - просто эмигрировали всем скопом. В России они по специальному указу проходили "альтернативную службу" в лесничествах - это было изрядным компромиссом обеих сторон.
Кстати, у Акунина это нашло свое отражение: я кое-что проверял - вполне сходится...
А.Н.> А много у нас выходило книг по индийской и китайской логике?! Мне такие практич. не попадались.
Что китайских не попадалось - не удивительно. Вопреки "умозрительному" представлению, такой науки там не было.
А.Н.> Упоминается между прочим (например, что в инд. силлогизме не 2 посылки, а 5. Как такое может быть?)
Вах!.. Надо будет покопаться и народ поспрошать. Это весьма интересно.
Благодарствую за "наводку".
Aaz>> Но вот централизация власти в Римской империи как раз странным образом совпала с зарождением христианства.
А.Н.> Вообще-то, принятие христианства как гос. релегии совпало скорее с упадком империи.
Так и переход от республиканской к имперской форме правления знаменовал этот упадок - так что никакого противоречия нет...
А.Н.> Ислам — особая ситуация. Там основателем религии и гос-ва бал один человек. Это не случайцность, но редкость.
Да, это "идеальный случай". Но Вы совершенно точно отметили, что "это не случайность".
А.Н.> А откуда эта "зрелая личнось " берётся? Прямо из материнской утробы? Или формируется на протяжении 2 и более десятков лет, в т.ч. под влиянием воспитания, культуры, общественной морали и т.д.
Да, но Вы почему-то априори считаете, что это формирование обязательно идет "со знаком плюс" - а это далеко не так. В противном случае бунтарей и революционеров бы не было.
Кроме того, я уже упоминал о "внутреннем соотвествии" - ИМХО, оно существует, и не обязательно человек, выросший в православной среде, внутренне готов воспринять именно православие.
А.Н.> Кстати, по Августину, "анонимным христианином" (хотя он, понятное дело, этого выражения и не употреблям) мог быть и язычник, дажедо пришествия Христа. ("Душа человеческая — христианка"). Эти он объяснял, что многие произведения языческих авторов по духа могут быть вполне христианскими.
Совершенно с ним согласен - только в расширительном толковании.
Душа человеческая может "инстинктивно" поклоняться любому богу, ИМХО, главное, чтобы он у нее все же был.
А.Н.> Aaz>"Царствие мое не от мира сего" - не помните, кто это сказал?
А.Н.> А в каком контексте?
А вот как раз в том, что не зависит религиозность от "внешней среды".
А.Н.> А.Н.>> Аналогично.
Aaz>> Аналогично - см. выше.
А.Н.> См., см.
Браво!
А.Н.> Вполне реальная версия. "Увидел" недостатки (а то их за 2000 лет никто не видел!) и решил их исправить (вот где гордыня-то!) А что касается того, что на "основах", то это просто искажение. За что и был отлучён.
И правильно - не фиг было на обломках пытаться строить.
Нужно было самому уйти и создать для себя "собственную" религию.