какая-то мутная статья.
Может кто в курсе деталей?
Бо из написанного выглядит какая-то фигня: за бравурными речами сливание выгод
После мастерского хода президента России результат «украинской партии» становится ясен.
// riafan.ru
5 июня Владимир Путин совершил свой первый после инаугурации зарубежный визит, прилетев в Австрию, где провел переговоры с президентом этой страны Александром Ван дер Белленом и федеральным канцлером Себастианом Курцем.
Это событие, весьма прозрачно приуроченное к 50-летию начала поставок в Австрию российского природного газа, помимо всей связанной с ним конкретики, несомненно, носит еще и символический смысл. Тем более что предыдущая «западная» поездка российского лидера, если не считать «западным» государством Турцию, состоялась почти год назад, 28 августа 2017 года — в Будапешт, на переговоры с президентом Венгрии Виктором Орбаном.
Учитывая исторический бэкграунд, можно сказать, что государства, чьи «элиты» и народы играли ведущую роль в рухнувшей и распавшейся после Первой Мировой войны империи Габсбургов (здесь к Австрии и Венгрии можно, с некоторыми оговорками, добавить и Чехию), в нынешних условиях острого конфликта «коллективного Запада» с Россией продолжали «держать двери открытыми» для восстановления масштабного и равноправного взаимодействия с нашей страной.
Кстати, первый зарубежный визит в качестве федерального канцлера Австрийской республики Себастиан Курц тоже нанес в Россию — 28 февраля этого года. Так что приоритеты в нынешней внешней политике Москвы и Вены можно считать если не расставленными, то весьма четко обозначенными. И эти приоритеты — максимальное расширение сотрудничества.
Европа «между двух огней» и Россия
Сегодня, когда США в лице президента Дональда Трампа начали вводить импортные пошлины против своих партнеров, включая ЕС, который в результате оказался «между двух огней», сохранение «санкционного фронта» на российском направлении становится для европейцев слишком дорогим и ничем не оправданным «удовольствием». А значит, они оказываются «обречены» на соответствующие переговоры с Кремлем и Путиным.
Австрия оказывается в роли «фронтмена» таких переговоров. Это весьма ярко проявилось в интервью, которое российский президент дал 4 июня ведущему австрийской телерадиокомпании ORF Армину Вольфу. Такая «информационная артподготовка» к событиям повышенной важности, особенно в двусторонних отношениях нашей страны с ее внешнеполитическими партнерами, стала уже традиционным инструментом в дипломатическом рабочем арсенале президента РФ.
Надо сказать, что данное интервью оказалось настоящей «разведкой боем», поскольку выявило исходные позиции двух сторон: российской и европейской, — в этом, пока только предполагаемом и вероятном, диалоге между ними. И ничего неожиданного при этом не обнаружилось: европейские политики, используя всю «санкционную» антироссийскую риторику, от «аннексии» Крыма до «дела Скрипалей», пытаются обеспечить себе роль судьи, смягчающего обвиняемой России «вполне заслуженный ею приговор», а Россия в лице президента Путина в этих играх в роли подсудимого выступать отказывается, воспринимая подобные предложения как шантаж и достаточно жестко реагируя на него «с позиции силы».
В общем, Армин Вольф постарался опробовать установку, недавно данную действующим главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером (Люксембург): «ЕС никогда не признает аннексию Крыма и конфликт в Донбассе», «Мы не забываем о том, каковы наши различия и разногласия», но «Эту травлю России надо прекратить», «Мы должны вернуться... к нормальным отношениям с Россией», поскольку «Есть так много отраслей, где мы можем сотрудничать в сфере исследований, инноваций и так далее...» — в реальном диалоге с российским лидером, и в результате получил то, что получил: «Если вам не нравятся мои ответы, то вы тогда не задавайте вопросов».
То есть Россия «не пойдет в европейскую Каноссу», на коленях вымаливая у Европы прощение и отмену санкций для себя. Не та сегодня ситуация и не та сегодня Россия. Что и было подтверждено 5 июня непосредственно в ходе австрийского визита президента РФ.
Газ, как «воздух сотрудничества»
В ходе интервью 4 июня Путин произнес, возможно, ключевую для понимания данного события фразу:
«Благодаря нашему сотрудничеству Баумгартен, а значит — и Австрия, стал самым крупным в Европе газовым хабом».
Действительно, в 2017 году, отмеченном рекордным экспортом российского «голубого золота» в Европу — 193,9 млрд куб. м, что на 14,6 млрд куб. м или на 8,1% превышает предыдущий максимум 2016 года, только через этот газораспределительный комплекс было прокачано свыше 40 млрд куб. м, или почти 20% всех поставок, с общей «ценой вопроса» (при средневзвешенных 196,7 долл. за тысячу «кубов») почти в 7,9 млрд долл.
Данный маршрут работает с сентября 1968 года, то есть на протяжении почти полувека. Понятно, что за это время вокруг него сложилась определенная технологическая, финансовая и прочая инфраструктура.
И сегодня проблема заключается в том, что «труба» к Баумгартену проходит через Украину. А теперь, с реализацией проектов альтернативных, в обход этой «незалежной» территории, газопроводов — таких, как «Северный поток-2» и «Турецкий поток» с планируемой совокупной мощностью 110 млрд «кубов» ежегодно, поток «голубого золота» из России в Австрию мог стать едва заметным ручейком, а то и полностью пересохнуть, что неминуемо должно было изменить формат взаимодействия между Веной и Москвой.
Мог ли Путин позволить себе потерять столь важного партнера в Европе или ухудшить отношения с ним? Разумеется, нет. Поэтому действующий до 2028 года контракт на поставку 6,9 млрд кубометров газа ежегодно между ООО «Газпром экспорт» и OMV Gas Marketing & Trading GmbH не просто был продлен еще на 12 лет, до 2040 года, но и сопровождался гарантией увеличения этих поставок в случае необходимости (в 2017 году они составили 9,1 млрд кубометров, на 2,2 млрд выше «планового» объема).
Параллельно решался и вопрос «транзитной загрузки» украинской ГТС после начала действия «Северного потока-2» на заявленном российской стороной минимальном уровне 10–12 млрд кубометров в год («австрийские» 6,9 млрд плюс «словацкие» 4–5 млрд). По сравнению с рекордными 95,3 млрд кубометров «незалежного» транзита в 2017 году, это, конечно, «слезы», но одновременно Москва выполняет уже высказанное ЕС пожелание сохранить какую-то загрузку украинской «трубы».
Тем не менее, понятно, что газ больше не будет единственным или даже главным «воздухом сотрудничества» между Москвой и Веной: роль главных экспортных «хабов» будут играть Германия (два или в перспективе даже три «Северных потока») и Турция («Голубой» и «Турецкий» потоки с возможностью продления на территорию Болгарии).
То есть условия в двусторонних российско-австрийских отношениях сегодня диктует далеко не Вена (это объективный факт, иное было бы просто удивительным). Но Россия, судя по материалам визита, предложила ей весьма привилегированный «компенсационный пакет». Этот пакет интересен тем, что его содержание носит уже не сырьевой, а в основном инфраструктурный, технологический и финансовый характер, отражая системные изменения внутри самой России.
Рим предателям не платит — Рим платит союзникам
Прежде всего, обращает на себя внимание озвученный проект прокладки ширококолейной (то есть «советского» размера 1520 мм, а не «европейского» 1435 мм) железной дороги от словацкого Кошице до Вены. Как отметил Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с федеральным канцлером Курцем, в случае его реализации объемы грузоперевозок между Европой и Азией по Транссибу значительно возрастут, при этом сократятся издержки для конечных потребителей.
Это — по-настоящему гроссмейстерский «тихий ход» российского президента, указывающий на итоговый результат «украинской партии»: поскольку данное строительство в рамках интеграции с китайским проектом «Нового Шелкового пути» имеет смысл только при условии полной и окончательной смены антироссийского политического вектора в Киеве. И, вдобавок, предполагает превращение «столицы вальсов» Вены в мощный логистический хаб китайско-европейской торговли.
Кроме того, австрийской OMV, как привилегированному партнеру «Газпрома», в той или иной форме, в зависимости от сохранения или отмены ЕС режима антироссийских санкций, через оператора данного проекта, компанию Nord Stream 2 AG, гарантировано предоставление доли в «Северном потоке-2», с правом распределения соответствующих объемов газа европейским потребителям — и это более чем достойная компенсация «выпадающих доходов» от Баумгартена.
Все остальное не слишком афишировалось участниками венских переговоров, но ясно, что австрийская сторона итогами путинского визита осталась более чем довольна. Причем это касается не только непосредственно «первых лиц», но и весьма широких политических и экономических кругов альпийской республики. И это значит, что в финансовой, технологической, энергетической и прочих сферах предложенные российским лидером условия и перспективы дальнейшего взаимодействия приняты «на ура».
В итоге можно сказать, что на примере Австрии Путин продемонстрировал всей Европе: Россия готова платить своим союзникам, и платить щедро, с максимальным учетом их интересов, — но не в ущерб своему положению и статусу, а на равноправных и взаимовыгодных условиях. А вот предатели могут искать себе любые другие, кроме российских, источники финансирования и прочего жизнеобеспечения. Потому что Москва предателям не платит.
«Мессидж» достаточно внятный и подкрепленный последовательными действиями российской «властной вертикали» на протяжении достаточно длительного времени.