Реклама Google — средство выживания форумов :)
Противостояние между Молдавией и Приднестровьем нарастает после избрания 25 февраля 1990 года нового состава Верховного Совета МССР[2], в котором приднестровские представители, оказавшись в меньшинстве, не имеют возможности оказывать какого-либо влияния на законодательную деятельность и вскоре после неоднократных угроз, психологического давления и избиений покидают сессию парламента. Один из членов Верховного Совета МССР, молдаванин И. Руссу писал, что «с мая 1990 года кулачный беспредел, угроза физической расправы стали главными аргументами парламентских демократов»[22][23].
20 мая 1990 года сторонники Народного фронта Молдовы разогнали митинг женщин-матерей и избили более 20 депутатов, главным образом от Приднестровья[24]. Нападению подверглись как депутаты от Приднестровья И. Смирнов, В. Рыляков, П. Заложков, так и депутаты-руководители Интердвижения из Кишинёва А. Лисецкий, П. Шорников, И. Руссу, В. Яковлев, А. Сафонов, бежавшие затем в Приднестровье. 17 мая в газете «Литература ши артэ» было опубликовано объявление о предстоящем митинге Народного фронта под Бендерами. Одна из фраз объявления звучала так: «Продемонстрируем всем, что Тигина была, есть и остаётся румынским городом»[25]. В рабочих коллективах предприятий города Бендеры, предполагая провокационный характер акции, началось создание отрядов самообороны[25].
Начались кровопролитные бои в Бендерах. 20 июня молдавские войска вышли к бендерскому мосту через Днестр. Начался штурм горисполкома, обороняемого приднестровцами. Кишинёв попытался использовать авиацию для взрыва моста, однако бомбы попали в жилые районы села Парканы, убив нескольких мирных жителей. Молдавские силы МВД неудачно попытались штурмовать расположение 14-й армии в г. Бендеры. В расположении российского полка произошёл взрыв, унёсший жизни 26 солдат. Тем временем на сторону приднестровцев перешли добровольцы из 14-й армии, у многих из которых были местные семьи. Они вместе с казаками, гвардейцами и ополченцами прорвались в Бендеры и выбили молдавские войска из большей части города.
В Приднестровье прибывали добровольцы из России, российское руководство больше не могло сохранять нейтралитет, и 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России. Тем временем в Кишинёве левые силы начали выступления за отставку правительства и парламента, допустивших гражданскую войну. Глава правительства и министр обороны ушли в отставку. Удалось достичь соглашений о прекращении огня, а 21 июля в Москве Ельциным и Снегуром, в присутствии Смирнова, было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы».
С 15 мая по 4 октября 1992 года полк находился на осадном положении в Кишинёве. Боевых действий не вёл.
В октябре 1992 года 300-й гвардейский парашютно-десантный полк передислоцирован в город Абакан (Сибирский военный округ). В 1993 году он переименовывается в 300-й отдельный парашютно-десантный полк. А в 1996 году переформирован в 100-ю отдельную воздушно-десантную бригаду (Сибирский военный округ).
В 1998 году бригада расформирована и преобразована в базу хранения военной техники.
Девиз полка: «Долг, Честь, Отечество».
Первые выстрелы прозвучали уже в ноябре 1990-го года, когда в результате столкновений на Дубоссарском мосту были убиты три человека. С этого момента началось параллельное формирование военизированных формирований обеих сторон, столкновения между которыми регулярно случались два последующих года, эскалация нарастала.
Распад Советского Союза сопровождался множеством вооружённых конфликтов. Лишь немногие из них удалось разрешить к нашему времени. В конце 80-х годов разваливающийся СССР делили по прежним административным границам. Никто не задумывался о том, что в советском государстве народы перемешивались, а границы между республиками нарезались из соображений удобства управления. Масла в огонь подливал и повсеместный всплеск националистических настроений в отколовшихся республиках. Первым таким конфликтом, прошедшим все стадии от митингов до войны, стало Приднестровье. Далеко не самый кровавый в истории бывшего СССР, он стал предвестником будущих бед, уроком, который никто не захотел выучить.