Реклама Google — средство выживания форумов :)
"Первая партия долгожданных самолетов F-16 прибыла на Украину", – сообщили 31 августа официальные источники в США и Европе. Эскадрилья истребителей F-16 передана киевскому режиму из состава ВВС Дании и Нидерландов.
Агентство Bloomberg обозначило перспективную цель поставок "вундерваффе" – "нарастить потенциал, позволяющий ослабить превосходство России в воздухе". Однако Дания обещала ВСУ всего 19 самолетов F-16, Нидерланды – 24 истребителя. Во "втором эшелоне" – Бельгия и Норвегия, которые намерены передать киевскому режиму в общей сложности 37 самолетов.
Специалисты сомневаются, смогут ли натовские истребители "спрятаться" на украинских аэродромах так, чтобы по ним не прилетело в первые же дни августа. Ранее в Киеве заявили, что из-за могущества российской ПВО украинские F-16 будут летать вдали от линии фронта.
Утечка информации из минобороны Румынии свидетельствует: из 50 украинских курсантов в итоге обучения лишь трое оказались готовы к самостоятельным полетам. В отчете подчеркнуты небрежное отношение к учебе, нежелание изучать английский язык (на котором основано все управление, включая надписи в кабине F-16), падение спортивных показателей авиаторов ВСУ из-за набора веса и чрезмерного употребления алкоголя. Квалификация зависит и от вооружения F-16.
Не исключая заведомо опасное для НАТО размещение украинской эскадрильи F-16 на приграничных аэродромах Польши и Румынии, можно рассмотреть несколько западно-украинских аэродромов базирования (гражданских и военных) – Ужгород, Мукачево, Ивано-Франковск Луцк, Львов, Городок, Стрый. Список неполный, советское наследие "холодной войны" на Украине значительно.
Аэродромную инфраструктуру "переориентировать" на прием-отправку F-16 не так сложно. Проблематично защитить самолеты на земле от российских ракетных ударов, которые регулярно неоднократно испытывали на себе аэродромы ВСУ в Староконстантинове, Миргороде, Калинове, Ивано-Франковске. Вооруженные силы РФ методично уничтожают важные объекты в глубоком оперативном тылу ВСУ.
Не меньшую проблему для Украины представляет сложность обслуживания F-16 квалифицированными инженерами и техниками – узкими специалистами по двигателям, топливу, авионике.
В связи с этим "горячие головы" на Западе рассматривают возможность и целесообразность использования F-16 "в невооруженной конфигурации" с авиабазы в соседней стране, с посадкой на Украине для вооружения и дозаправки перед завершением миссии.
Затем – обратный путь в соседнюю страну. Якобы такое решение обеспечит относительную безопасность самолетов, и баланс на грани эскалации, которая беспокоит Вашингтон и основных его союзников по НАТО.
Обсуждается базирование украинских F-16 в Молдове, которая в этом случае сильно рискует. Россия неоднократно заявляла, что нанесет удары по любым аэродромам за пределами Украины, если с них будут совершать боевые вылеты украинские F-16.
Истребители F-16 будут взлетать с аэродромов НАТО в полном снаряжении, в воздухе при переходе молдово-украинской границы их будет дозаправлять британский топливный самолет, далее после отработки маневра F-16 будет осуществлять пуски и уходить на аэродром ВВС Украины вблизи молдавской границы.
После заправки на земле истребители будут снова уходить на аэродром НАТО. Как считает НАТО, это обеспечит безопасную работу истребителям, и при этом не станут законной военной целью аэродромы в Румынии.
Как им кажется.
Данную тактику уже утвердили в штабе объединенного авиационного командования НАТО в Раммштайне.
тгк win win
Теперь, когда F-16 наконец-то на Украине, месяцы домыслов и рассуждений подходят к концу. Вопрос об эффективности F-16 скоро будет закрыт, и станет ясно, пойдут ли русские в ответ на обострение.
Пойдут ли русские на эскалацию?
Одной из причин, почему союзники США по НАТО сдержанно относились к отправке на Украину F-16, был страх встречной эскалации со стороны России. Однако эскалация как прямой ответ на прибытие F-16 на Украину все же кажется маловероятной.
Во-первых, Запад уже несколько лет снабжает украинское сопротивление. В принципе, с прибытием F-16 мало что изменилось. Во-вторых, возможности России для эскалации ограничены. В теории она могла бы нанести удары по Польше, чтобы перерезать поставки оружия, или использовать тактическое ядерное оружие. Но это серьезные шаги. Пропорциональную эскалацию, соответствующую поставкам истребителей четвертого поколения, придумать непросто. Россия проявила благоразумие, отказавшись от прямого противостояния с НАТО. Доводы в пользу такого решения по-прежнему в силе. Аналогично, Россия до сих пор воздерживалась от применения тактического ядерного оружия. И кажется маловероятным, что поставка F-16 станет тем переломным моментом, который вынудит Путина первым из мировых лидеров применить ядерное оружие в бою с 1945 года.
Однако, риск российской эскалации неизбежно повысится после поставок F-16, и это снова поднимает вопрос о целесообразности такого шага со стороны США и НАТО.
По словам украинских чиновников, для нейтрализации российской воздушной мощи Украине понадобится 130 F-16. Точное количество только что поставленных F-16 не разглашается, но мы можем предположить, что их далеко не 130. Это означает, что противостоять российской воздушной мощи F-16 не смогут и окажутся уязвимы для передовых систем ПВО. А ценность каждого F-16 для украинцев так высока, что можно смело ожидать— новые самолеты будут использоваться крайне бережно — и вряд ли окажут существенное влияние на исход этого неразрешимого конфликта.