Дальнейшее ухудшение отношений грозит подорвать позиции Киева на мирных переговорах с Россией.
И без того напряженные отношения между двумя лидерами на этой неделе переросли в открытую вражду после того, как президент Украины отклонил предложение США передать 50% редкоземельных металлов из недр страны в качестве оплаты за американскую военную помощь, — одновременно попеняв эмиссарам Трампа за то, что они встречались с российскими дипломатами за его спиной.
Трамп в ответ устроил Зеленскому разнос и назвал его “диктатором”, ошибочно заявив, что его рейтинг упал до 4%, и даже предположив, что не кто иной, как украинский лидер спровоцировал российскую спецоперацию в феврале 2022 года. Зеленский, в свою очередь, парировал, что лидер свободного мира живет в “дезинформационном пузыре”.
“Я слышал еще несколько месяцев назад, что настало время провести выборы и сменить руководство”, — добавил источник. Он пояснил, что раскол назревал давно, и что “антизеленские” настроения пустили глубокие корни в администрации американского президента.
“Настоящий вопрос в том, нравится ли вообще кому-то Зеленский?” — сказал источник об украинском президенте.
Еще один близкий Трампу источник согласился с этой оценкой и предположил, что “лучшим вариантом для Зеленского и всего мира будет немедленный отъезд во Францию”.
Зеленский также грубо оскорблял других ведущих консервативных деятелей, критиковавших его правительство. Так, в этом месяце он посоветовал бывшему ведущему Fox News Такеру Карлсону, одному из главных союзников Трампа вне правительства, перестать “лизать задницу” Путину.
Сам Трамп наметил возможный путь вперед в среду вечером, возмутившись тем, что план министра финансов Скотта Бессента по использованию полезных ископаемых Украины был отвергнут Киевом.
“Я намерен реанимировать этот план, иначе радоваться Зеленскому будет нечему”, — сообщил Трамп журналистам с борта номер один.
Согласно помощникам Трампа, президент считает, что Зеленский дал принципиальное согласие на сентябрьской встрече в Башне Трампа предоставить США редкоземельные металлы на 500 миллиардов долларов в качестве компенсации за 183 миллиарда долларов одобренной Конгрессом помощи.
“Мы договорились насчет сделки, — заявил Трамп на инвестиционной конференции в Майами под эгидой Саудовской Аравии. — Сделка о редкоземельных металлах и прочем, но они ее разорвали... Разорвали два дня назад”.
Согласно предварительному проекту, информацию о котором получила The New York Times, администрация Трампа хочет получать доходы от природных ресурсов Украины, не предоставляя взамен никаких гарантий безопасности.
В субботу Украина всерьез рассматривала обновленное американское предложение относительно ее богатых природных ресурсов. Судя по проекту документа нового предложения, оно содержало практически те же положения, которые Киев ранее отверг как слишком обременительные.
Некоторые из условий выглядят даже более жесткими, чем в предыдущем проекте.
Хотя новый документ требует от Украины выполнения ряда требований, он не предусматривает никаких конкретных обязательств по обеспечению безопасности со стороны США. Однако в нем говорится, что Соединенные Штаты намерены оказывать долгосрочную финансовую поддержку, чтобы помочь экономическому развитию Украины.
В новом документе говорится, что доходы от ресурсов Украины будут направляться в фонд, где Соединенные Штаты будут иметь финансовую долю в 100%. Украина должна вносить взносы в этот фонд до тех пор, пока он не достигнет 500 миллиардов долларов. Эту сумму Трамп потребовал от разрушенной боевыми действиями страны в обмен на американскую помощь.
Эта цифра значительно превышает фактические доходы страны от ресурсов, которые в прошлом году составили 1,1 миллиарда долларов. Также она в четыре с лишним раза превышает объем помощи, выделенной США Украине на данный момент. Сумма в 500 миллиардов долларов не упоминалась в предыдущем варианте сделки, хотя Трамп публично заявил, что он хочет именно этого.
Неясно, хотел бы Трамп получить эти средства в обмен на уже оказанную американскую военную и финансовую помощь или это будет касаться и будущей поддержки.
В субботу официальные лица в Киеве изучали это предложение и решали, как на него реагировать. Украина пока не дала ответ, согласится ли она на сделку на предложенных условиях. Спикер парламента Украины Руслан Стефанчук заявил в субботу местным СМИ, что правительственная группа начнет работу над соглашением в понедельник. Также он указал, что в обмен на доступ к своим ресурсам Украина хочет получить четкие гарантии безопасности. Из его слов непонятно, когда начнется работа, — до или после подписания соглашения.
Украина пыталась не подчиняться американским требованиям о природных ресурсах полностью, но столкнулась с сильным давлением со стороны президента Трампа. Он рассматривает доступ к обширным минеральным богатствам Украины как необходимую компенсацию за помощь в миллиарды долларов, предоставленную Соединенными Штатами Киеву для противостояния с Россией.
Документ предполагает, что в будущем Соединенные Штаты могут направить Украине больше помощи, но за более высокую цену. В нем говорится, что Украина должна будет внести в фонд сумму, вдвое превышающую ту, которую Соединенные Штаты могли бы выделить Украине после подписания соглашения.
В обновленной версии предложения сказано, что Соединенные Штаты могли бы реинвестировать часть доходов в послевоенное восстановление Украины, в том числе путем вложения средств в разработку недр и развитие инфраструктуры страны.
Новый проект соглашения также включает положения о доходах с территорий, контролируемых Россией, в случае их освобождения. Доля доходов от ресурсов, поступающих в фонд с освобожденных территорий, составит 66%. В настоящее время Россия контролирует около пятой части территории Украины, включая значительную часть богатого ресурсами Донбасса.
В документе, с которым ознакомилось издание The Times, говорится о создании фонда, в который будут поступать доходы от добычи ресурсов и из других источников. Документ подписали госсекретарь США Марко Рубио и министр иностранных дел Украины Андрей Сибига.
Второе соглашение, названное Фондовым соглашением, будет заключено позже для определения конкретных деталей.
Специальный посланник Трампа по Украине и России Кит Келлог находился в Киеве со среды по пятницу и обсуждал новое предложение с Владимиром Зеленским. Министр финансов Скотт Бессент недавно встретился с Зеленским для переговоров по сделке. Согласно трем источникам, знакомым с ходом обсуждения, недавно в переговоры также включился министр торговли Говард Лютник.
Высокопоставленный чиновник Белого дома в своем заявлении сообщил, что по просьбе Трампа ряд представителей администрации "прилагает усилия по прекращению этого жестокого конфликта".
Потенциальная сделка по продаже ресурсов Украины стала главным предметом спора в стремительно ухудшающихся отношениях между Зеленским и Трампом. За последнюю неделю их общение приобрело напряженный характер, особенно когда американский президент перешел на личности и обрушился на Зеленского, назвав его "никем не избранным диктатором".
Администрация Трампа считает, что само присутствие американских экономических интересов на Украине является гарантией безопасности для Киева. В последние дни члены кабинета министров США оказывали давление на Зеленского, чтобы он подписал соглашение.
"Президент Зеленский собирается подписать это соглашение в самое ближайшее время, — заявил в пятницу советник по национальной безопасности США Майк Уолтц. — И это хорошо для Украины. Что может быть лучше для этой страны, чем экономическое партнерство с Соединенными Штатами?"
Также в пятницу, выступая в Овальном кабинете, Дональд Трамп сказал: "Мы либо подпишем соглашение, либо у нас с ними будет много проблем".
21 февраля администрация Трампа передала Киеву новую версию соглашения, пишет NYT со ссылкой на источники. Согласно информации издания, условия гораздо более жесткие, чем в первом варианте.
Из статьи Бессента не ясно, какую версию сделки он комментирует. Но для понимания логики администрации Трампа это в любом случае интересный текст.
Более подробной информации, что именно США предлагают Украине в рамках соглашения о полезных ископаемых, не было. Скотт Бессент решил пролить свет на содержание соглашения в статье для FT. «Об экономическом партнерстве, предложенном Дональдом Трампом Владимиром Зеленским, много говорят. Но вокруг него существует немало искажений и ошибочных утверждений. Важно объяснить, какие преимущества это сотрудничество принесет обеим странам», – аргументирует свою инициативу Бессент.
Принципы партнерства
Партнерство предусматривает создание специального фонда, управляющего доходами Украины от природных ресурсов, инфраструктурных объектов и других активов. Средства фонда будут направлены на восстановление и развитие Украины.
США получат экономические и управленческие права в рамках этих инвестиций. Такая структура и отношения позволят обеспечить высокие стандарты прозрачности, подотчетности, корпоративного управления и законодательной базы, необходимые для привлечения частных мощных инвестиций для послевоенного роста Украины.
Ключевые принципы партнерства:
Отсутствие новых долгов. Украина не будет брать дополнительные кредиты, что уменьшает финансовое давление.
Жесткий контроль за использованием средств. США будут гарантировать прозрачность и предотвращение коррупции.
Приоритетное привлечение американских инвесторов. Государства, которые не поддержали Украину во время [СВО], не смогут извлечь выгоду из ее восстановления.
Долгосрочный подход. Средства будут реинвестированы в ключевые секторы, которые будут стимулировать дальнейшее экономическое развитие Украины.
Почему это важно для Украины
У Украины есть значительный потенциал для экономического роста. Страна владеет природными ресурсами и инфраструктурой, которые могут стать основой ее послевоенного восстановления. Но для этого требуются инвестиции, опыт и эффективное управление.
Опыт Польши доказывает, что грамотная экономическая политика, инфраструктурные реформы и привлечение иностранного капитала могут кардинально изменить ситуацию. С 1992 года ВВП Польши вырос в три раза, а уровень доходов ее граждан увеличился более чем в семь раз. У Украины есть все шансы повторить этот успех.
Что это дает США
Администрация США рассматривает это партнерство не только как поддержку союзника, но и инструмент укрепления собственной экономики. Инвестиции в восстановление Украины принесут выгоду американскому бизнесу, а также укрепят геополитические позиции США в Восточной Европе.
Из истории известно, что подобные соглашения могут иметь длительный положительный эффект. Например, в 1942 году США и Великобритания договорились о взаимовыгодном экономическом партнерстве, что стало предпосылкой для продолжавшегося десятилетиями экономического роста.
Новая модель международного сотрудничества
Предложение Трампа предусматривает новую модель международного экономического сотрудничества, которая может стать ключом к успешному восстановлению Украины. В то же время она сигнализирует России, что США стратегически заинтересованы в долгосрочной стабильности и процветании Украины.
Это соглашение не просто финансовая помощь. Это попытка создать новый экономический порядок в регионе
Действительно, существуют оценки, согласно которым в недрах Украины содержатся полезные ископаемые на сотни миллиардов, но они не разрабатывались десятилетиями по одной простой причине — это нерентабельно. Об этом знают и в Киеве, и в Вашингтоне. Но Трампу нужен был пиар для американского избирателя: дескать, президент США Джо Байден потратил на Украину 350 млрд долларов, а я вернул 500 млрд!
Аналогичным образом в 2010 году в США начали раскручивать информацию об обнаруженных в Афганистане залежах полезных ископаемых на триллион долларов, чтобы поддержать среди американских граждан популярность идеи продолжения оккупации этой страны. Как известно, никто эти ресурсы не разрабатывает по сей день.
Шоу маст гоу он, но у любого интересующегося человека возник вопрос: на каком калькуляторе рассчитана цифра в 15 трлн долларов? Например, стоимость всех ресурсов США — 45 трлн долларов. Понятно, что если взять все запасы золота, растворенного в океанской воде, получатся фантастические 10 млрд тонн. При этом за всю историю человечества добыто менее 160 тыс. тонн этого металла. Океан на порядки богаче Украины, но никто не добывает золото из океанской воды.
Поэтому стоит перейти от понятия «невероятные запасы» к «извлекаемым ресурсам», то есть к тому, что при текущих ценах на биржах как минимум можно произвести хоть с какой-то экономической выгодой. И тут обнаруживается проблема: последние масштабные геологические партии посещали Украину еще при советской власти. После этого практически никакой геологоразведки твердых полезных ископаемых не велось, а значит, никаких новых уникальных месторождений открыто не было.
Советская власть, при всех претензиях к ее эффективности, в вопросах добычи полезных ископаемых была крайне прагматичной. На это работали огромные профильные институты, просчитывающие все проекты «от и до». Если на территории СССР было выгодно что-то разрабатывать, добывать, обогащать, то это непременно делали. Особенно если это касалось вопросов обороны.
Если находилось хорошее месторождение руд, СССР мог построить рядом с ним город (Норильск, Мирный, Магнитогорск), протянуть железку на несколько тысяч километров, возвести завод в вечной мерзлоте и т. д. Напомним, Украина была одним из самых инфраструктурно насыщенных регионов страны. Поэтому доступность извлекаемой ресурсной базы с точки зрения наличия дорог и электричества была высокой. А значит, и коэффициент перехода запасов (наличия в земле) в ресурсы (экономически выгодных к добыче ископаемых) был очень высоким.
Советская власть освоила все, что можно было освоить: уголь Донбасса, ртуть в районе Горловки, плеяду железорудных месторождений, Никопольский марганцеворудный бассейн, Бахмутскую котловину соли, титановые руды. И у всего этого на Украине уже есть свои собственники, получившие богатства в ходе приватизации. Вряд ли они готовы делиться прибылью с США. Да и часть крупных месторождений оказалась на территории регионов, вошедших в состав России, и теперь будет национализирована.
В этом свете о форме обязывающего соглашения, предлагаемого американцами на подпись Украине, можно только догадываться. Предположим, что это роялти. В России такие платежи взимаются в форме НДПИ с выгодоприобретателем в виде государства. В других странах получателями роялти от добычи могут быть сторонние лица: владельцы земель, кредиторы, геологи. Но ставка в 50% — откровенно грабительская, она убьет любой, даже суперрентабельный добычный проект. Обычно роялти составляет несколько процентов от стоимости добытых металлов, тем более редкоземельных.
...
Зайти на этот рынок стороннему производителю очень сложно. Для многих стран, таких как США, — невозможно. Битве металлургов КНР и США за редкие земли много-много лет: в США предпринималось несколько попыток освоения РЗМ. Американцы проигрывают всухую. Китайцы дают цены много ниже себестоимости производства. И это даже несмотря на то, что РЗМ зачастую в высоких концентрациях содержатся в хвостохранилищах ГОКов. Но даже оттуда их извлекать невыгодно. Не говоря уж о новых шахтах где-нибудь в Карпатах.
В контексте новостей из США и Украины часто упоминаются слова «литий», «титан и «графит». Они не имеют никакого отношения к РЗМ, но относятся к другой группе — редких элементов, насчитывающей 60 наименований. Однако легче Украине от этого не становится. Предположим, что свершилось чудо и нашлось то, чего не нашли советские геологи, появилась технология, которой не было в СССР. Но любое промышленное извлечение редких элементов из земной коры — процесс энергоемкий и трудозатратный. А с энергией и рабочими руками на Украине швах. Просто некому работать. Негде производить электроэнергию. И вряд ли эта ситуация радикально изменится в ближайшие годы.
Поэтому РЗМ Украины — это лишь повод для публичного конфликта. Украина продает то, чего у нее нет, а Белый дом выставляет такие условия, что их невозможно принять. И это понимают обе стороны.