Реклама Google — средство выживания форумов :)
Однако в последнее время внутри России начала набирать обороты дискуссия относительно возможности выхода (денонсации) Российской Федерации из-под режима Конвенции 1982 года под благовидным на первый взгляд предлогом защиты национальных интересов в Арктике. По нашему мнению, это было бы стратегической ошибкой для страны. Данный вывод требует развернутой аргументации, которой и посвящена эта статья.
Таким образом, Россия использует механизмы Конвенции 1982 года для утверждения своих суверенных прав на расширенный континентальный шельф в Арктике. Выход из Конвенции будет автоматически предполагать постановку этого процесса на паузу. Принимая во внимание взаимное наложение претензий на континентальный шельф между Россией и Данией, Россией и Канадой в центральной части Северного Ледовитого океана, этот шаг может лишь усложнить решение этого вопроса. Наконец, это приведет к существенным репутационным издержкам для нашей страны.
Распространено мнение, что для определения границ шельфа в Арктике России надо было использовать секторальный подход, официально закрепленный в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.
Однако, во-первых, данный документ касается исключительно земель и островов, открытых и могущих быть открытыми, которые будут являться территорией СССР в рамках обозначенного сектора. В-вторых, как нам представляется, возрождение секторального подхода в Арктике применительно исключительно к континентальному шельфу было бы возможно лишь в одном случае — при согласии всех других арктических государств. Очевидно, что поддержки такой идеи не было и раньше, а в текущих международно-политических условиях она совсем невозможна.
Как отстоять российский суверенитет Севморпути
Для нас применительно к Арктике встает вопрос, договорной или обычной нормой права являются положения статьи 234 «Покрытые льдом районы», позволяющие нам устанавливать более жестко регулируемый режим судоходства в пределах ИЭЗ на трассе Северного морского пути (СМП) с целью недопущения загрязнения морской среды в ходе осуществления судоходства.
Право ужесточения режима регулирования судоходства в акватории Северного морского пути может быть использовано Россией лишь в рамках участия в Конвенции 1982 года
Что повлечет за собой выход России из Конвенции ООН по морскому праву 1982 года?
1. Правовой режим Арктики в целом и Северного морского пути в частности основан на сочетании норм обычного и договорного права при уважении национального законодательства арктических государств. Выход из Конвенции лишит Россию части правовой аргументации, в частности апелляции к положениям ст. 234 Конвенции «Покрытые льдом районы».
2. Россия утратит возможность легального ужесточения режима регулирования тех или иных видов деятельности в Арктике (например, судоходства). Любые такие действия приведут к их оспариванию другими государствами, что вызовет рост конфликтного потенциала в регионе.
3. Для России сохранится обязанность соблюдать те конвенционные нормы, которые стали действующими нормами международного обычного права. Например, предоставлять право прохода судам через территориальное море.
4. У других государств появится возможность не исполнять в отношении РФ нормы Конвенции, которые пока не трансформировались в нормы международного обычного права. Так, они смогут оспаривать право либо препятствовать транзитному проходу наших судов и кораблей через международные проливы.
5. Произойдет фактическое замораживание заявки РФ в рамках Комиссии по границам континентального шельфа, на подготовку которой были потрачены колоссальные людские и финансовые ресурсы.
6. Будет поставлена под вопрос деятельность РФ по разведке (в будущем — разработке) глубоководных ресурсов Мирового океана под эгидой Международного органа по морскому дну (МОМД).
7. Россия будет не вправе защищать свои интересы в Международном трибунале по морскому праву (основная часть исков — касательно незаконного задержания судов).
8. Россия понесет значительные репутационные издержки.