Но очень вскоре Путин покинул авиасалон в Жуковском и все на том же вертолете направился на другой аэродром, Чкаловский. Следующим пунктом в рабочем графике президента стояло присутствие на крупных маневрах дальней авиации ВВС и Северного флота, которые открывались в тот же день в районе Североморска. Было решено, что на Север Владимира Путина доставит военный самолет - стратегический бомбардировщик Ту-160, прозванный "Белым лебедем" за свою невоенную белую окраску.
Президент по всем правилам прошел предполетную подготовку - показался врачу, получил инструктаж по технике безопасности, переоделся в летную форму. Лететь Путин должен был в составе звена из трех самолетов. Нужно отметить, что в российской армии стратегические многорежимные ракетоносцы-бомбардировщики Ту-160 часто носят имена собственные, как корабли. Так, президенту досталось место на борту "Павла Тарана", а рядом находились "Александр Голованов" и "Александр Молодчий". Путина посадили в кресло командира самолета, но вообще-то полетом руководил заместитель командующего дальней авиацией генерал-майор Анатолий Жихарев, а помогали ему два штурмана-оператора - полковник Владимир Адамов и подполковник Олег Баранов. За штурвал другого Ту-160, входившего в "президентское" звено, сел командующий 37-й воздушной армией генерал-лейтенант Игорь Хворов. Провожали Путина в полет главком ВВС Владимир Михайлов и министр обороны Сергей Иванов.
Пятичасовой полет, как отметили все российские СМИ, прошел успешно. Программа, намеченная для звена стратегических бомбардировщиков, была выполнена полностью, а была она - для неподготовленного человека на борту - непростой. Миновав Нижний Новгород на небольшой высоте, бомбардировщики выпустили четыре ракеты по условной цели на полигоне Пембой, расположенном под Воркутой в Республике Коми. Новейшие высокоточные крылатые ракеты дальнего радиуса действия X-555, способные нести обычные и ядерные боезаряды, преодолевать до 3000 километров и пробивать шестиметровые бетонные укрытия, попали точно в цель - группу заброшенных зданий в тундре, вокруг которых Министерство обороны уже расставило телекамеры, чтобы запечатлеть момент триумфа. ""Две ракеты влетели в окна здания, а еще две - в дверь, то есть в те места, где были выставлены соответствующие отметки", - прокомментировал эффектный взрыв, переданный по всем федеральным телеканалам, военный источник в Москве. Что это были за отметки и как удалось определить, что ракеты попали именно в них, источник не уточнил.
Но пуск крылатых ракет - не единственное приключение, которое ждало Владимира Путина по пути в Мурманскую область. Его самолет провел дозаправку в воздухе с помощью самолета Ил-78, преодолел сверхзвуковой барьер (во время которого перегрузки, испытываемые летчиками, составляют 2-2,5 единицы) и, наконец, уже снижаясь над военным аэродромом Оленегорска, перешел на бреющий полет - на высоту 200 метров при скорости 900 километров в час. Правда, так было заявлено представителями Минобороны; а корреспондент газеты "Коммерсант", встречавший Путина в Оленегорске, уточняет, что на бреющем полете прошел самолет сопровождения, в то время как "Павел Таран" сел в более безопасном режиме. Но и без этого переживаний Владимиру Путину хватило, к тому же в небе, по его словам, генерал Жихарев на некоторое время передавал ему рычаг управления самолетом.
"Мне было приятно посмотреть, как работают летчики. Четко, слаженно и высокопрофессионально, как и должно быть в Военно-воздушных силах. Кроме всего прочего, интересно. Командир даже доверил немножко попилотировать. Должен сказать, что это очень приятное чувство. Думаю, что так летают во сне. Спасибо большое", - так описал Путин свои ощущения после полета в беседе с корреспондентом агентства "Интерфакс".
Ракеты Владимира Путина влетели в окна и двери
// www.lenta.ru