Ностальганты непонятно по чему, скорее всего, по собственным аберрациям памяти, уверяют, что-де при Сталине не было воровства и взяточничества. А если и было, то фигуранты немедленно обнаруживали себя то ли на Колыме, то ли на полигоне Коммунарка, поэтому-де явления носили крайне ограниченный масштаб.
На самом деле, репрессии против воров и взяточников не прекращались и после 5 марта 1953 года, и сажать и расстреливать нечистых на руку торговцев, производственников и чиновников продолжали даже при Горбачёве. Скажем, крышеватель волгоградских расхитителей из торговли, общественного питания и предприятий пищевой промышленности генерал-майор милиции К.Д.Иванов присел на 10 лет в 1986 году, а узбекское дело с массовыми посадками и расстрелами хотя и началось при Андропове, до стадии судов и санкций дошло во время перестройки.
Как воровали при Сталине
А при том же Сталине более 10 лет действовала фальшивая строительная часть под руководством «полковника» Николая Павленко. Разоблачили её только в 1954 году, а самого Павленко расстреляли в 1955 (напоминаю, что Сталин умер 5 марта 1953 года). Продержаться так долго мошенникам помогла щедрость квазиполковника в раздаче взяток и подарков советским чиновникам на местах. В общем, при Сталине ничто не изменилось с тех пор, когда Пётр Великий колотил дубинкой за воровство и лихоимство своего фаворита Меншикова, а Николай Палкин сетовал на то, что во всей стране не воруют только он сам и «Сашка» — его старший сын, наследник престола, будущий Александр Освободитель.
Вот материал о том, как это было в те времена укромные, теперь почти былинные.
"Органы начали загнивать при Ягоде"
В первые годы правления Сталина коррупция начиналась там, где заканчивался Кремль. Мысль о взятках, как утверждали тогдашние кремлевские чиновники, даже не приходила им в голову. И этому, видимо, можно верить. Вся законодательная и исполнительная власть Союза и РСФСР размещалась в одном корпусе Кремля. И благ, отпускавшихся для обеспечения такого узкого круга, было вполне достаточно. Начинающему правительственному клерку, судя по документам, на рубеже двадцатых и тридцатых годов платили 240 рублей в месяц и достаточно быстро предоставляли приличествующее его положению жилье. Чиновники были прикреплены к кремлевской столовой, а также обслуживались лечебно-санитарным управлением Кремля. На черноморских дачах руководителей страны в их отсутствие рядовые кремлевские чиновники отдыхали с вином и фруктами.
А вот у руководителей регионов и ведомств в то время законных возможностей попользоваться казной было гораздо меньше. Они и оказывались главными коррупционерами. Самым распространенным нарушением в те годы было строительство кооперативных жилых домов и дач на государственные средства вместо личных. Явление приняло столь массовый характер, что ВЦИК СССР пришлось издавать специальное постановление о недопустимости подобного строительства впредь.
Для начала следует сказать о масштабах голода и человеческих жертв. Почему мы, собственно, может говорить о гуманитарной катастрофе в СССР в первые послевоенные годы? Исследование статистики привело российского специалиста, наиболее подробно изучившего этот период, к выводу о том, что общие демографические потери СССР от голода и вызванного им увеличения заболеваемости и смертности от болезней составили около 2 млн. человек за 1946-1948 гг. При этом больше половины смертей приходится на долю Российской Федерации (РСФСР). Из других союзных республик сильнее всего на этот раз пострадала Молдова. На долю России, Украины и Молдовы вместе взятых пришлось 85% всех смертей в СССР этого периода, что больше доли населения этих республик в составе СССР [3:11, 168-170].
Это не означает, что другие республики Советского Союза бедствие миновало. Никоим образом. Более того, голод 1946-1947 гг. не имел таких резко выраженных очагов, как предыдущие голодные периоды.
Голод охватил не только районы, подвергшиеся засухе, а и большинство других, опустошённых государственными заготовками. Никогда прежде не наблюдалось такого расползания голодного бедствия по всей территории СССР. Голодало около 100 млн. человек [3:11].
Хотя и при этом география голода была в целом традиционной, схожей с 1932-1933 гг. Абсолютный, т.е. близкий к голодомору, с поеданием людьми травы, трупов павших животных и проч., голод разразился в некоторых зерновых районах Чернозёмного Центра, Средней и Нижней Волги, Северного Кавказа, юга Украины и Молдавии. Слабее воздействие голода отмечалось в соседних с ними регионах Белоруссии, центральной, западной, северной и восточной России, включая Урал, Сибирь и Дальний Восток. В других местах наблюдался скрытый голод с постоянным недоеданием [3: 95].
Дефицит продовольственных товаров в СССР имел объективные причины: сельское хозяйство, погубленное в ходе непродуманной коллективизации ранних 30-х, не справлялось с потребностями 250-миллионного населения в еде. Но эти объективные трудности усугублялись и субъективными факторами, начиная от бесхозяйственности, из-за которой огромное количество сельхозпродукции просто терялось и портилось на пути к желудкам граждан, и заканчивая лютым воровством на всех уровнях. При этом ворьё нередко сращивалось с представителями государственной и партийной власти. В Волгограде 70-х мафию расхитителей всего съедобного и вкусного крышевал никто иной, как тот, кто должен был с ней бороться в силу должностных обязанностей — начальник областного управления внутренних дел генерал-майор милиции Константин Дмитриевич Иванов.
Итак, в сегодняшнем посте — редкая фотоподборка из жизни советской глубинки. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
Свидетельство о запредельной дедовщине в Советской Армии образца 1976 года. Автор — всё тот же Владимир Озерянин, отрывки из мемуаров которого я публиковал ранее. Надо отметить, что он совсем даже не антисоветчик, напротив, в его мемуарах можно найти места, где он ругательски ругает Ельцина, Кравчука и Шушкевича за развал СССР. И тем его свидетельство ценнее: совколюбы не смогут сказать, что-де это «бабы Леры» или «демшизы». Просто человек честно описал то, с чем столкнулся. На момент описанного происшествия Озерянин служил фельдшером в в/ч на территории ГДР в звании прапорщика.