Как считают пожары в бывших колхозных и совхозных лесах: пример из Омской области
По данным системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз, по состоянию на утро 22 апреля 2023 года Омская область занимала первое место в России по площади действующих лесных пожаров. Согласно форме 4-ИСДМ, на 3 часа утра (00:00 по московскому времени) площадь действующих в Омской области лесных пожаров составляла 93 401 га (31% от общероссийской), в том числе на покрытых лесом землях - 17 347 га (35% от общероссийской).
Однако, согласно сводке Авиалесоохраны, основанной на информации региональных диспетчерских служб, о лесопожарной обстановке в России на 00:00 по московскому времени 22 апреля 2023 года (т.е. ровно в тот же день и в то же время) в Омской области не было вообще ни одного действующего лесного пожара!
Как же так получается - дистанционный мониторинг выявляет в регионы огромные площади действующих лесных пожаров (93 тыс. га - это почти с Москву в границах МКАД), а в официальные сводки не попадает вообще ничего, ни одного гектара?
А очень просто. Дело в том, что в Омской области сейчас горят в основном бывшие колхозные и совхозные леса, у которых нет точных границ, и которые то учитываются в официальной статистике (когда надо показать, что лесов у нас много, и "попилить" деньги из бюджета), то не учитываются (когда в них происходит что-то нехорошее, что хочется скрыть, чтобы не портить отчетность). Разберем это на примере пожара К-279 (по нумерации ИСДМ-Рослесхоз), действующего на стыке Тюкалинского, Большеуковского и Колосовского районов, возникший 18 апреля на землях бывшего совхоза Солдатский. По состоянию на вечер 22 апреля площадь пожара составляла (по внешнему контуру) почти 40 тысяч гектаров.
Во всех трех районах пожар затрагивает леса трех "сельских" участковых лесничеств (объединяющих леса бывших колхозов и совхозов) - Солдатского в Тюкалинском районе, Большеуковского сельского в Большеуковском районе, и Колосовского сельского в Колосовском районе. Леса всех этих участковых лесничеств в лесохозяйственных регламентах и в лесном плане Омской области учтены очень условно: бывшие колхозные и совхозные земли нарезаны на условные кварталы, в которых где-то находятся бывшие колхозные и совхозные леса. Где именно - по этим документам лесного планирования установить невозможно. Очевидно, что пожар затрагивает эти леса (по космоснимкам видно, что он охватывает многие кварталы целиком) - но если у лесов нет точных границ, то и установить в точности, где и насколько они пострадали от огня, невозможно. Поэтому пожары в них просто не считают.
С остальными крупными лесными пожарами, действующими сейчас в Омской области, ситуация аналогичная.
Бардак с лесами, расположенными на землях сельхозназначения, очень выгоден руководителям российского лесного хозяйства. С бюрократической точки зрения, что может быть лучше лесов, которые, в зависимости от своих чиновничьих нужд, можно то включать в отчетность, то не включать? Деньги на управление ими получать исправно, а пожары в них и вообще все, что может плохо повлиять на статистику - не считать? Тем более, что целевые показатели ежегодного сокращения площади лесных пожаров (определенные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2022 года № 1409) установлены только по землям лесного фонда - а остальные земли пусть горят, как хотят.
Кстати, этим самым постановлением допустимая площадь лесных пожаров на землях лесного фонда Омской области установлена на 2023 год в 8779,94 га. Если исходить из данных дистанционного мониторинга по одним только покрытым лесом землям (а пожары на них точно должны считаться лесными, и их площадь в регионе с начала года по данным ИСДМ составила 17715 га) - то Омская область уже перекрыла это значение более чем вдвое. А если не считать пожары в бывших колхозных и совхозных лесах под предлогом, что никто толком не знает, где эти леса находятся - то вполне можно стать регионом-чемпионом по охране лесов от пожаров.
И такое в Омской области, как и во многих других российских регионах, происходит практически ежегодно - но никто за эти шалости с учетом лесных пожаров никакой ответственности не несет. Красивая лесопожарная статистика нужна всем, а сколько в итоге лесов сгорит или будет повреждено огнем - чиновников не очень волнует.