Увидел материал которые меня действительно поразил. Он необычен с нескольких сторон. Если в общем, то в конце 80х на киноконференцию приехали советские деятели кинокультуры. Причем те, которых уже подняли наверх идеи "перестройки", "гластности" и "так жить нельзя". Причем даже с нашей точки зрения совершенно очевидны насколько наивны их представления о американском кино.
Но куда более занятно то, что их отношение к советскому кино поразило даже американцев. Это перевод как раз американской статьи.
Самые эффектные цитаты
Из выступлений следовало: перестройка уже вышла из фазы эйфории и обнажила свои внутренние противоречия, так как общественное сознание отстало от реальных возможностей свободы. Было сказано, что отделение стран Балтии было бы предпочтительнее применения военной силы; что все социалистические страны должны найти свой собственный путь; что советские киностудии должны либо выжить в условиях рынка, либо обанкротиться; что существует большое сопротивление гласности, авторскому кино, освобождённой прессе и средствам массовой информации как снизу, так и сверху
Адамович пошел ещё дальше, обвинив всех советских кинематографистов, начиная с Эйзенштейна, в участии в сталинском замысле геноцида. Он не только был готов выбросить всё советское кино за 70 лет как совершенно бесполезное оружие классовой ненависти, но и обвинил всех кинематографистов-документалистов в пропаганде сталинской лжи, в искажении правды.
У советских делегатов была явно своя повестка дня. На одном из заседаний, которое было организовано в основном в формате круглого стола с очень короткими выступлениями советских участников, Андрей Смирнов внёс предложение о далеко идущем совместном кинопроизводстве между Советским Союзом и американцами. Советы были готовы предоставить локации, технические бригады, актёров, сценарии и т. д., если американцы предоставят деньги.
Советы также хотели большего доступа к качественным американским фильмам, а не только к «порнографическим» малобюджетным боевикам, которые в настоящее время предлагает американская индустрия. ...
Американские слушатели, конечно, выражали сочувствие, но Советы постучали явно не по адресу, поскольку никто из присутствующих не имел возможности говорить от имени крупных кинокомпаний. Было отмечено, что даже американским кинематографистам трудно финансировать фильмы, которые в чём-либо необычны.
По словам Плахова, цензура более или менее отменена, по крайней мере, как официальная политика. Однако она продолжает существовать как неофициальная «внутренняя цензура», практикуемая кинематографистами и владельцами кинотеатров. Те фильмы, которые недавно были сняты с проката, в том числе фильм Пастернака о Чернобыле, были запрещены бюрократами из Министерства энергетики, военными и другими ведомствами правительства, которые ещё не адаптировались к новым ветрам гласности.
Как отметил Анатолий Федорин, начальник отдела программ Государственного комитета СССР по кинематографии (Госкино), советская аудитория была крайне консервативна. Она предпочитала смотреть американские «развлекательные» фильмы, но русские политические фильмы или авторское кино, в том числе зарубежное, её не интересовало. Для американской аудитории это звучало очень знакомо. В то же время, очевидно, растет чёрный рынок порнографических и полупорнографических фильмов, поскольку всё большее число граждан имеет теперь доступ к видеомагнитофонам.
Первый раз о таком слышу
Существует не только движение молодых независимых кинематографистов, организованное под названием «Сине Фантом», которое снимает фильмы на видео и тайно распространяет их, но также выходит независимый и самый популярный в стране видеожурнал «Огонёк». «Огонёк» начинал как независимый новостной журнал, а теперь под его крылом ещё и видеожурнал, которым руководит Валерий Яковлев. Яковлев тоже побывал в Кливленде, и показал сюжет о похоронах в Армении после беспорядков, а ещё фильм о русском православном монастыре, сделанный с явной симпатией к монахам, отстоявшим веру.
Сама статья: