Мариуполь. Я там был в прошлом году. И даже потом написал статью, по горячим событиям, но опубликовать так и не смог. Пусть здесь будет этот черновик.
Мариуполь 2022-2035
В мае 2024 года я получил приглашение на фестиваль «Звёзды над Донбассом». На нём я прочитал лекцию о текущих планах изучения Луны перед студентами Приазовского государственного технического университета им. Куинджи. Можно много рассуждать о целях подобных фестивалей. На мой взгляд, было важно не только показать жителям Мариуполя, что они уже являются частью России, но и России рассказать, что можно было увидеть в городе, прошедшем через очень тяжёлые испытания. Собственно, это и было одной из моих целей, для достижения которой я целенаправленно пытался расспрашивать местных жителей о том, что происходит сейчас и что было в трагические события 2022 года.
После возвращения пришлось окунуться в самые разные источники для воссоздания фактологической картины и дополнительного контроля информации. Источники порой были необычные.
Например, найти в Интернете книгу одного из руководителей «Азова» (в РФ признана экстремистской и за дело) под таким говорящим названием, как «Слово белого вождя», оказалось неприятно просто. Впрочем, сама книга оказалась ерундой — слишком плохо написана.
Отношение к «Азову» отчасти и служит лакмусовой бумажкой для оценки отношения к современной Украине. Если посмотреть на многие зарубежные форумы или СМИ, то их пытаются представить чуть ли не реконструкторами, которые по чистому недоразумению носят логотипы, похожие на символы Ваффен-СС.
И это при том, что батальон всегда был не просто вооружённым формированием; он был даже не частью украинской геополитики — он влиял на неё. Его солдаты, оснащённые по последнему слову техники, достаточно долго не контролировались Министерством обороны Украины или вообще украинским правительством. Они вместе со многими другими националистическими батальонами находились в подчинении Министерства внутренних дел под руководством Арсена Авакова. Уход последнего в 2021 году очень долго согласовывался именно с такими отрядами.
В Мариуполе «Азов» появился в 2014 году, и именно этот город стал его базой. Местные жители рассказывали, что бойцы заняли пустующие санатории по всему городу и стали частью местной жизни. Впрочем, особых ужасов они не упомянули. Разве что факельные шествия для похорон погибших на Донбассе в 2014–2021 годах и то, что они очень плотно работали с местными школами: предлагали школьникам подержать оружие и приглашали детей на свои базы, чтобы из этого оружия пострелять.
Но в 2022 году стало очевидно, что жителей Мариуполя они за своих не считают. Сложно сказать, какими изначально были планы у Российской Федерации. Возможно, предполагалось, что в случае окружения города и отрезания его от линий снабжения войска начнут сдаваться. Официальное окружение завершилось в конце марта. Вот только «Азов» был слишком мотивирован и сдаваться не планировал. Уже 12 апреля в плен сдались более тысячи украинских морпехов, но «Азов» ещё более месяца держался за развалины «Азовстали».
Заложниками этой ситуации, во всех смыслах, стали мирные граждане Мариуполя. Любой штурм города означает колоссальные жертвы, и единственный шанс их избежать — это начать эвакуацию. Увы. Украинские войска не стали, скажем, по примеру армии Венка под Берлином в 1945 году, поддерживать коридоры для эвакуации. Даже попыток этого не заметно. Хотя, как сейчас понятно, возможности для этого были.
Сейчас можно, наверное, сказать, что мы приступили к осаде Мариуполя, пребывая в уверенности, что нас меньше, чем их. Мы знали, сколько нас, догадывались, сколько их, и по меткому выражению одного грамотного офицера мы продемонстрировали новый вид тактики - очаговое наступление. ... При этом полного окружения первоначально не было - противник просто вбил себе в голову, что теперь он в обороне, хотя сил для манёвра у него было достаточно. Теперь уже нет. (Телеграмм канал командира бригады "Восток" ДНР. Александра Ходаковского. Запись от 15 апреля 2022 года.
Но у Вальтера Венка отношение к немцам явно было другим, чем у "Азова" к населению востока Украины. Так как их дальнейшие действия ничем другим как использованием местных жителей в качестве живого щита объяснить нельзя. Армия РФ в несколько раз объявляла коридоры для выхода мирных жителей, но украинская сторона отказывалась их согласовывать.
Когда сидишь перед молодыми девушками из Мариуполя и они буднично говорят фразы: "Выехать не пробовали. Там на выезде машины расстреливали", то это впечатляет куда больше, чем изрешеченные выстрелами здания которых и сейчас хватает в городе. Эвакуацию удавалось обеспечивать только в районах где уже не было украинских войск.
Согласно данным газеты "Красная звезда" к 18 апреля: "Из Мариуполя через гуманитарный коридор в восточном направлении, также без участия украинской стороны, от беспредела, устроенного националистами, удалось спасти уже 139 678 человек, в том числе за истекшие сутки – 945."
Далеко не все могли покинуть город и оставались в окружённом Мариуполе без света и воды. Внутренние запасы быстро закончились, и началась гуманитарная катастрофа. Нужно отметить, что колоссальные усилия как организаций, так и частных лиц по доставке в город еды действительно помогли. На мои прямые вопросы о голоде отвечали, что его не было. Более того, сказали, что часть гуманитарных пакетов с той же гречкой до сих пор лежит у них дома. Не забыли даже о животных в Мариупольском зоопарке — для них тоже были организованы отдельные гуманитарные поставки.
Вот о воде, к сожалению, такого сказать нельзя. Да, была и централизованная поставка воды, о чём извещали смс-сообщениями, и часть воды успели запасти, когда работал водопровод. Но воды не хватало. В ход пошли все колодцы в частном секторе и многое другое. Местные жители отдельно вспоминали и неожиданно холодный день, когда выпал снег. Он тогда очень помог.
В городе еще шли бои, когда начались работы по восстановлению гражданской инфраструктуры. В начале мая удалось подключить город к Российским электросетям и восстановить подачу воды в некоторые районы.
"В этот день шел сильный дождь и мы долго не могли понять каким образом мы видим свет от Солнца. Потом поняли, что это светит лампочка в подъезде". - рассказывал студент Приазовского государственного технического университета.
20 мая сдались последние бойцы «Азова», и восстановительные работы усилились.
Согласно сообщению главы администрации Мариуполя, к 1 июля 2022 года в город возвращалось по 1000 человек еженедельно, а к 3 июля электричество и интернет были поданы во все уцелевшие дома. По всему городу уже начиналось масштабное строительство.
Что же происходит сейчас? Возможно, в истории и были подобные случаи, но Мариуполь — это пример города, в котором люди явно оказались важнее инфраструктуры. Когда читаешь историю крупных войн, там всегда упоминаются трофейные команды, занимавшиеся вывозом техники и технологий. В Мариуполе же российскую сторону украинская инфраструктура интересовала в последнюю очередь. Преподаватели ПГТУ жаловались, что в стенах вуза оставались различные ценные наглядные пособия, материалы и книги. Однако их анализ и вывоз не проводились. Россия просто списала всё, что было, и провела полный капитальный ремонт с закупкой современных пособий. Например, большие интерактивные доски установили даже там, где они не были особо нужны.
Когда я спросил, что изменилось для людей, то практически сразу получил ответ, что для молодежи стало гораздо больше возможностей. Студентки МГУ пожаловались, что в украинских школах их даже в местные музеи не вывозили, а сейчас они уже успели поработать волонтёрами в Сочи. Собственно, местную новость о массовой раздаче путёвок для отдыха взрослым с детьми я нашёл ещё от 3 июля 2022 года, но тогда это, очевидно, было сделано и для снижения нагрузки на инфраструктуру.
Сам город выглядит специфически. Полностью восстановлена дорожная инфраструктура с разметкой и светофорами (которые работают не все). Со зданиями ситуация сложнее. Новенькие, с иголочки, здания соседствуют с развалинами. Но, как мне объяснили, год назад всё выглядело ещё хуже. Так что через год следов войны может остаться совсем мало. Основные проблемы, по рассказам местных, связаны именно с массовой стройкой. Возможно, выборка не очень репрезентативна, но, по словам студенток юрфака, большая часть дел, с которыми они работали, была связана с депортацией строителей в тот же Таджикистан.
Ещё одной проблемой стал выбор зданий для восстановления. По оценке Минстроя России, примерно треть зданий исторического центра планируется восстановить, а все остальные будут заменены новой застройкой с учётом сохранения исторического облика города. Если для жителей восстанавливаемых домов проблем нет — за ними сохраняются их квартиры, — то жителям сносимых зданий квартиры в новых домах не предлагаются. Только в маневровом фонде. По понятным причинам многих это не устраивает и можно было наблюдать выступления в городе по этому поводу. Очень хотелось бы, чтобы эта проблема была грамотно и аккуратно разрешена.
Что же ждёт Мариуполь в будущем? Согласно оценке Минстроя России, к 2035 году в нём должно проживать 500 тысяч жителей. В перспективе планируется замена троллейбусов и автобусов на электробусы и развитие велосипедной инфраструктуры. Достаточно очевидно, что Мариуполь ждёт судьба курортного города: для этого запланировано создание парковых зон и развитие инфраструктуры Приморского бульвара. После прекращения работы «Азовстали» море стало значительно чище.
Параллельно планируется и аккуратное восстановление промышленности, в частности металлургического производства на ММК им. Ильича. К 2030 году обещают наладить электрометаллургическое «зелёное» производство стали с выходом на 100% мощности к 2035 году.
Территорию «Азовстали» частично отведут под парк, а частично — под размещение новых заводов по производству металлоконструкций, железобетонных изделий, продукции порошковой металлургии и базальтовых утеплителей. Кроме того, там планируется построить верфь для маломерных судов.
Любые планы обычно реализуются с заметной задержкой, но к 2035 году можно ожидать, что Мариуполь станет одним из самых комфортных для жизни городов Российской Федерации. Пусть для этого его жителям и пришлось пройти через ад.