В Колумбии долгие десятилетия идёт внутренний вооружённый конфликт, сотни тысяч людей обладают знаниями о войне и опытом участия в боестолкновениях. Не удивительно, что страна давно…
// globalaffairs.ru
Колумбийцы в ВСУ и последствия их участия в конфликте
Первые латиноамериканские подразделения в составе ВСУ появились ещё в начале активной фазы российско-украинского противостояния, и на сегодняшний день имеется не менее пяти структур из граждан стран этого региона[39]. По оценке бывшего вербовщика колумбийцев на воинскую службу на Ближнем Востоке и правозащитника Данте Инкапье, уже больше тысячи его соотечественников погибли на Украине с февраля 2022 года[40].
Несмотря на привлекательность обещанных гонораров, число колумбийцев, согласных на вербовку в ВСУ, сокращается[41]. Многочисленные свидетельства обманов по заработной плате, унижений, необходимости самостоятельно приобретать экипировку, невыносимых условий службы[42], проблем с репатриацией тел утекают в соцсети и лишают мотивации. На МИД Колумбии давят родственники наёмников. Семьи требуют оказать им помощь в поиске пропавших без вести близких или помочь с репатриацией тел[43]. Работа с этой категорией граждан создаёт дополнительную нагрузку на госструктуры, потенциально ложится тяжёлым бременем на казну и создаёт негативный медийный фон.
Хоть и с трудом, но из расположения украинских воинских частей выбраться можно, некоторым колумбийцам удаётся. Их дальнейший путь лишь усложняет жизнь правительству.
Во-первых, неизвестно в каком состоянии здоровья люди возвращаются из зоны боевых действий, расстройства психики и увечья очень вероятны. Угроза, исходящая от человека с посттравматическим стрессовым расстройством, не принимающего необходимые лекарства, реальна, а социальные выплаты искалеченным службой на Украине инвалидам станут дополнительной статьёй расходов для государства, не имевшего отношения к событиям в Восточной Европе.
Во-вторых, часть «солдат удачи» продолжает заграничную карьеру, и это бьёт по международной репутации Колумбии. Так, в сентябре 2025 г. в Совбезе ООН представитель Судана[44] обвинил колумбийских наёмников в военных преступлениях и призвал Боготу принять меры. Речь о подтверждённых случаях обучения детей-солдат колумбийцами, прибывшими в Судан после службы на Украине[45].
В-третьих, колумбийцы в рядах ВСУ обучаются обращению с дронами, учатся не только ими управлять, но и производить их кустарным способом[46]. Затем они возвращаются на родину и начинают применять навыки и передавать их криминальным элементам из наркокартелей и повстанческих структур, таких как АНО, а также отрядов, возникших на месте ликвидированных РВСК. Так, вскоре после появления сообщений, что колумбийские боевики едут на Украину осваивать обращение с дронами[47], в провинции Антиокия те самые наследники РВСК сбили дроном полицейский вертолёт[48], а в сентябре на вертолёт губернатора региона было совершено покушение – тоже с использованием БПЛА[49].
Конвенция 1989 г. и степень её эффективности
Инициатива правительства Петро 2022 г.[17] о присоединении к Конвенции о наёмничестве выглядит как популистский проект, призванный создать нынешнему колумбийскому руководителю образ борца за некую социальную справедливость и противника колониальных практик, из-за которых колумбийцы воюют в гибридных войнах на стороне прокси-силы США. Именно этот посыл содержится в ответе колумбийского лидера на предупреждение посла России в Боготе Николая Тавдумадзе о растущем присутствии граждан южноамериканской страны в ВСУ: «Наёмничество – способ ограбления страны. Бюджетные деньги, вложенные в обучение [военнослужащих] для обороны Колумбии уходят на смертоносные вооружённые конфликты, в которых колумбийский народ не хочет участвовать. Давайте же беречь жизни и бюджетные деньги. Сегодня смерть молодых приносит доход многим собственникам охранных предприятий, оказывающих услуги преступникам и мафиозным главарям»[18]. Петро стремится убедить внешних наблюдателей, и, возможно, в первую очередь, Россию, что участие колумбийцев в конфликте на стороне ВСУ его не устраивает.
Конвенция содержит подвох: с точки зрения специалистов в области права, предназначена она для профилактики наёмничества во внутренних, а не внешних конфликтах[19]. Сама по себе она довольно неэффективный международно-правовой инструмент по причине ограниченного состава участников. На сегодняшний день её подписали и ратифицировали 38 государств[20], значит, исполнение статьи семь о сотрудничестве государств-участников «в принятии необходимых мер для осуществления настоящей Конвенции» затруднено[21].
Украина, присоединившаяся в 1993 г., положения документа нарушает. Украина предпринимает значительные усилия в информпространстве, чтобы убедить потенциальных рекрутов, что они заключат контракт с Минобороны и станут добровольцами. Но многочисленные свидетельства обманутых колумбийцев доказывают: нанимателем выступают частные организации[22], юридически с украинским правительством не связанные[23]. И как именно Петро собирается сотрудничать с Киевом для пресечения проблемы наёмников, неясно.
Самое главное: причина оттока колумбийских военных специалистов за рубеж не устраняется присоединением к Конвенции.
Колумбийцы вербуются на чужие войны после ухода в отставку или даже увольняются из вооружённых сил, чтобы уехать на заработки, потому что государство не даёт им достойные условия для существования.
В сентябре президент Петро сообщил о повышении оклада младшим офицерам до суммы, эквивалентной примерно 330 долларам США. Украинские же вербовщики обещают рекрутам доход в диапазоне 500–4500 долларов[24]. Основным вариантом для ушедших в отставку колумбийцев является работа в охранном секторе, где трудятся порядка 380 тысяч человек[25]. Доходы там – приблизительно те же 330 долларов[26]. То есть, вероятнее всего, колумбийский наёмник или доброволец, воюющий за границей, лишён идеологической мотивации[27].
Даже в случае присоединения Колумбии к Конвенции до непосредственного правоприменения пройдут, скорее всего, годы. Темпы колумбийского законотворчества невысоки, нормативно-правовые акты о борьбе с наёмничеством и наказании за участие в этой практике – в качестве вербовщика или непосредственно наёмника – будут составляться, обсуждаться и выноситься на голосование долго. Тем более что Петро, инициатору проекта, предстоит в 2026 г. сложить полномочия в связи с истечением президентского срока и невозможностью переизбрания.
Наконец, поскольку вербовка ведется теневыми, полуподпольными методами, а эффективность колумбийской правоохранительной и судебной систем оставляет желать лучшего[28], Конвенцию и законодательные акты о порядке её применения, без сомнения, будут нарушать. Наёмники станут скрывать факт посещения стран со сложной военно-политической обстановкой. Тем более что нередко они остаются «солдатами удачи» на протяжении всей жизни и на родину не возвращаются. Не случайно украинская сторона в качестве маркетинговой стратегии использует обещания предоставить гражданство[29], а сами наёмники публично говорят о желании остаться на Украине[30].
- по-моему, в таких раскладах эффективнее и дешевле колумбийских наёмников просто перекупать на корню. Даже может за полцены или 2/3 цены - на тебе деньги, но при этом не надо воевать, тихонько переседи под контролем соотв. срок, гарантируя, что тебя ВСУ не получит.
А, ну вот у авторов сходные мысли:
Россия могла бы сделать Колумбии предложение, от которого той трудно отказаться. Правительство не имеет воли и материальных ресурсов радикально повлиять на качество жизни военных, среди которых действительно немало профессионалов с боевым опытом и особенно глубокими знаниями в сфере партизанской войны. Предложение Боготе о налаживании военного сотрудничества на основе добровольческих контрактов при осуществлении двустороннего надзора за порядком прохождения колумбийцами воинской службы позволило бы решить две задачи. Во-первых, обеспечить приток в Россию квалифицированных военных кадров, и, во-вторых, подорвать вербовочные усилия украинской стороны, уже дискредитировавшей себя в многотысячном сообществе отставных колумбийских военных.
Таким образом, Россия могла бы переиграть Украину на латиноамериканском направлении в отношении пополнения своих вооружённых сил квалифицированными кадрами и получить репутационные баллы на Глобальном Юге как страна, которая действует открыто и соблюдает договорные обязательства.
Экономическая мотивация, которая, согласно международному праву в его нынешнем виде, может быть только у наёмника, в предлагаемой схеме нивелируется включением нанимаемого лица в личный состав вооружённых сил.
Подобную вербовочную деятельность следует вести достаточно публично, чтобы лишать антироссийские медиа возможности говорить о поощрении Москвой наёмничества. Если Россия открыто займёт позицию по созданию добровольческих отрядов из иностранных граждан, материалы западных газет и агентств о нигерийских[56] или кубинских[57] «наёмниках» утратят эффект резонанса.
Агги, если читаешь - по-моему, прям для тебя тема

Хотя как по мне, следовало бы всё-таки предусмотреть и опцию "выведения из игры" колумбийцев не только вовлечением в ряды ВС РФ (хоть бы и не в СВО, а там в Африке), что может быть и сложно организационно (языковой барьер), и иметь нежелательные политические последствия, а просто на какую-то передержку за полцены.