Fakir>> а) Чтобы МАССОВЫЕ смерти начались ДО того, как выгребли то, что выгребли.
BrAB> выгребали не один день. И что творится - видели
Видели - одни, решали - другие... Плюс еще ряд отягчающих обстоятельств - см. ниже.
Fakir>> б) Чтобы об этом стало известно на уровне руководства, которое отдаёт распоряжения о перенаправлении собранного зерна - власти на местах не имею права это сделать, а если у кого и хватит инициативы и смелости - боюсь, мало ему не покажется... А у власти на местах часто может не хватить и смелости доложить наверх, что жопа светит. А у власти наверху может не хватить ума понять вовремя, что там уже 3,14дец наступает - и не мелкий какой-нибудь, а всерьёз. А потом уже и поздно...
BrAB> Замечательно. Фактически ты признал что у власти были полные дебилы. На всех уровнях.
Не... всё еще хуже. Ситуация было такой, что хрен бы в ней кто разобрался на тот момент, и смог принять правильные решения. Возможно, управленца, который тогда не облажался бы, в природе вообще не существует.
Fakir>> Но ты называешь почему-то эту причину первой... Иррациональную, по сути причину - не просто считаешь существенной, а ни больше ни меньше - ставишь на первое место.
minchuk> Да — первой. А почему — иррациональную?
minchuk> Первой по тому КАК это осуществлялось. На мой взгляд.
О... тут мы подходим к крайне болезненному и некрасивому вопросу.
Прошу всех обратить внимание на нижеперечисленные обстоятельства.
Давайте посмотрим - а как вообще происходило снабжение городов продовольствием в ту же Гражданскую? Каково было взаимоотношение села с городом?
Вот вырастил крестьянин хлеб, собрал. Есть у него необходимая для жизни доля, и есть какой-то излишек, который он пускает на продажу. В нормальных устоявшихся условиях - он его продаёт (по рыночной цене), на полученные деньги покупает какие-то нужные ему промышленные товары. Городской рабочий делает товары, которые купит крестьянин, получает зарплату, и по рыночным ценам покупает хлеб. Все сыты, все довольны. В идеале. На деле - лишь какая-то доля рабочих делает товары, которые купит крестьянин, но деньги получают все горожане, и хотят купить еды. В условиях военного времени и тем более гражданской войны и разрухи производство товаров, нужных крестьянину, резко падает. Чего я так размусоливаю очевидные вещи? А потому, что именно из них растёт трагедия - без дураков, та самая трагедия, в которой все правы.
В отсутствие товаров у крестьянина пропадает "чисто экономический" стимул продавать излишки своего зерна - даже действительно избыточное зерно, которое ему не съесть. Но и экономического стимула продать - нету, потому что на фантики ничего не купишь.
Городскому населению в результате начинает приходить пиздец. Реальный пиздец, не китайская подделка - жрать нечего. На фантики, которые если и есть - еды не купишь. Ну все читали, наверное, как в Гражданскую продавали ордена за пучок петрушки, ковёр отдавали за несколько картофелин, золотые кольца и цепочки за пару яиц и всё такое? Еда была самой большой ценностью.
В городах кто вымирает, кто бежит из них куда глаза глядят - куда-нибудь, где как-то можно прокормиться. Но ясное дело, сильно легче от этого не становится. Тем, кто остался - всё так же голодно.
А у крестьянина ЕСТЬ излишки! А горожанину НУЖНО есть!
Но привести их интересы в соответствие экономическим путём - невозможно.
А крестьянину пох, что кто-то там в городе с голоду помрёт - ну не его это печаль, и в чём-то он по-своему прав.
На таком фоне, чтобы снабдить город хлебом, и формируются продотряды. Они создаются из тех же рабочих - они едут в сёла агитацией и силой ("добрым словом и пистолетом") изымать у крестьян излишки. То есть это так называется - изымать излишки. Потому что как тому командиру продотряда определить, где там излишки, а где - голодный минимум? Притом, что думает он в первую очередь о собственной голодающей семье, а крестьянин всегда старается ничего добром не отдавать - и сопротивляется, и зарывает зерно...
И в 32-м по сёлам фактически снова пошли продотряды - нередко в них были "продотрядцы" еще времён продразвёрстки, или их дети. А городской пролетариат те голодные годы хорошо помнил (что немудрено) - и в 32-м можно было слышать что-нибудь вроде "Мы вам, кулачьё, еще припомним 18-й год!".
И их тоже можно понять...
Те, кто выгребал - вполне вероятно, просто не верили, что это "кулачьё" не запрятало половину зерна по ямам. Вот и получалось, что выгребали где-то и совсем вчистую.
Потому что тот, кто выгребает - даже будь он херувимом - и уж тем более тот, кто сверху составляет планы - нифига он технически не в состоянии точно определить "голодную грань". Точного знания, сколько у крестьянина на самом деле есть - не существует в принципе. А у того, кто составляет планы и у того, кто изымает зерно - нередко есть глубоко въевшаяся убеждённость, что "эти куркули" наверняка половину зерна по ямам попрятали. "И непривычно большой запас собственной правоты" (с) Д.Быков
Результат - жопа. Смерть крестьян - на фоне существования городов впроголодь.
Кстати, есть мнение, что значительное число жертв голода приходилось на население мелких городов либо ремесленников сельской местности (напр., портных) - продовольственных карточек (по которым гос-во как-то кормило рабочих) они не имели, а как-то иначе, добыть подножный корм или купить продовольствие у крестьян в условиях голода не имели возможности.
Но крестьян было больше, чем горожан. Поэтому сейчас среди нас куда больше внуков тогдашних крестьян, и почти нет внуков тогдашних горожан.
Поэтому крестьянская точка зрения сохранилась в нашей "семейной памяти", а голодающих городов - нет. Она для нас "книжная", как бы ненастоящая.