Польша и страны Балтии считают цену в 65 долларов за баррель «слишком щедрой» по отношению к Москве, а ряд стран с развитой судоходной отраслью, в том числе Греция и Мальта, не хотят опускаться ниже верхней границей диапазона в 70 долларов.
О чем идет речь? В июле 2022 года ЕС подписал с Азербайджаном газовое соглашение, предусматривающее удвоение импорта природного газа в контексте сокращения российских поставок. Баку также зарекомендовал себя как транзитный узел для нефти, идущей из Москвы в европейский регион. Эксперты успели заметить растущую разницу между количеством черного золота, добываемого в Азербайджане (сокращается), и экспортом в Европу (увеличивается) — становится ясно, что российское топливо попадает в азербайджанскую нефтяную систему, обеспечивающую ее транзит в ЕС через Турцию.
Эта переориентация поставок энергоносителей загоняет Евросоюз в стратегический и моральный тупик.
В стратегический тупик, потому что подобная система меняет эффект санкций против Москвы и не позволяет Европе диверсифицировать поставки энергоресурсов. Понятно, что Азербайджан повторно экспортирует российскую нефть в регион в обход эмбарго. Покупать азербайджанский газ все равно, что покупать российский. Баку служит троянским конем для Кремля и обогащается за счет санкций, оплачиваемых европейскими потребителями.
Уровень цен –не единственная проблема. Установление фиксированного диапазона ценового потолка – в противовес плавающей скидке на российскую нефть, привязанной к тому, на каком уровне торгуется Brent, – может создать дополнительные проблемы, поскольку этот потолок необходимо будет часто корректировать.
По словам Джованни Стауново (Giovanni Staunovo), аналитика в холдинге UBS, нефтетрейдеры тоже скептически относятся к тому, что западным странам удастся добиться соблюдения ценового потолка. С его точки зрения, стороны сделок будут просто искать лазейки.
"Есть сильное желание что-то предпринять, – сказал он. – Но в реальности все получится иначе".
Некоторые аналитики считают, что ценовой потолок для российской нефти в конечном счете окажется менее действенным, чем европейское нефтяное эмбарго. Пока блок покупает около 2,4 миллиона баррелей российской нефти в день, и Москве вскоре придется искать для нее новых покупателей.
Чтобы сократить количество лишних баррелей, Москва, скорее всего, уменьшит добычу. В результате цены на нефть поднимутся еще выше.
"Из-за нефтяного эмбарго Евросоюза и запланированного ценового потолка добыча нефти в России, вероятнее всего, существенно сократится, – говорится в сообщении Commerzbank. – В результате в ближайшие недели цена нефти марки Brent вырастет".
Bloomberg: цена нефти марки Urals опустилась ниже $52 за баррель
Стоимость российской нефти марки Urals в портах Приморска и Новороссийска опустилась ниже обсуждаемого в ЕС ценового потолка — до $51,96 за баррель, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные ценового агентства Argus Media на конец прошлой недели. Расчетами агентства по стоимости Urals пользуется Минфин РФ. Евросоюз (ЕС) рассматривает ограничение на российскую нефть на уровне $65–70 за баррель.
Переговоры на уровне ЕС о введении так называемого потолка цен на российскую нефть завершились ничем. По данным агентства Bloomberg, большинство членов Евросоюза сошлись на лимите в $62 за баррель, но все страны Балтии и Польша считают, что этот порог играет в пользу России. Новый механизм должен заработать уже 5 декабря. Тем временем отечественное сырье, по оценкам аналитиков, сейчас продается по цене чуть выше $52 за бочку. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе не исключает, что решение о потолке придется отложить до лучших времен.
5 декабря все ближе, но согласия среди партнеров нет. Потолок цен на российскую нефть опять не утвердили, и есть очень большие сомнения, что решение в итоге будет найдено. То есть формально, возможно, все примут, но фактически работать это не будет. Как бы то ни было, опять идут разговоры о расколе в ЕС, который по большому счету не очень хорошо характеризует участников. Смысл такой: мы Россию, конечно, осуждаем и готовы наказать, но платить за это не хотим; или желательно свести свои потери к минимуму, или же, давайте, ее накажем радикально, установив потолок в $30 за баррель.
Это с одной стороны, а с другой, если Москва сдержит свое обещание и прекратит поставки всем, кто поддержит любой потолок цен, то это фактически означает серьезные риски для всего энергетического рынка. И тогда неважно, каким будет этот самый предел — конфронтация все равно случится.
А тем временем цены взяли и упали: пошли сообщения, что российские сорта торговались ниже $52 за баррель. Возникает естественный вопрос: а нужен ли вообще коридор или потолок цен, если рынок все решает по-своему? Или вы хотите, наоборот, помочь Кремлю и покупать у него нефть выше рынка? Странные санкции. Действительно, так кажется, что России этот потолок будет только выгоден: вот вам гарантированные цены, и никто не ставит палки в колеса, поставляй себе — зарабатывай. Другой вопрос, что в результате санкций и отсутствия технологий добыча сырья в Российской Федерации неизбежно замедлится, просто произойдет это не сразу.
А пока так, по логике вещей, наоборот, нужно не чинить препятствия, а всячески способствовать росту поставок, и цена, глядишь, еще больше снизится, что, собственно, и происходит.
Между тем сами по себе дискуссии об этом потолке уже есть стресс, ибо речь идет о новых, невиданных доселе правилах игры. И вот это и есть самое главное — мы стоим на пороге глобальных изменений во всем, не только в мировой сырьевой торговле. И куда эти изменения заведут и кто в итоге выиграет, это, как говорится, одному богу известно.