А.8.> А вообще реально ли произвести к примеру подземный ядерный взрыв мощностью 1-10кт без обнаружения другими странами?
В этом направлении работали:
Солдаты Холодной войны: Хроники оборонного предприятия «Гидромонтаж» (1955—1991 гг.) / [Буренков А. В., Клочков И. Е., Казаков Ю. И. и др.] ; под ред. А. В. Буренкова. — М. : ИнфоВелт, 2016. — 699, с. : ил., портр. — Библиогр.: с. 665—670. — Алф. указатели: с. 671—698.
// elib.biblioatom.ru
Шарик притопив в Харабали
Об интересном факте выполнения в конце 1980-х гг. уникальных работ, ранее строго засекреченных, рассказывал позже, когда сняли секретность, начальник треста «Гидромонтаж» Захаров. Речь шла о создании бронекамеры для проведения имитационных взрывов. Не ядерных, а так называемых подкритических, позволяющих смоделировать ядерный взрыв, чего требовали физики для продолжения исследований по дальнейшему совершенствованию ядерного оружия. Надо было сделать так, чтобы сейсмостанции в мире не фиксировали взрыв, и наши противники не узнали об этом, так как действовал объявленный М.С. Горбачевым односторонний мораторий. В то же время американцы подобные вещи делали на ядерном полигоне в Неваде, никого не стесняясь. Непосредственным участником финальной операции был откомандированный трестом М.Н. Гуменюк: Изделие называлось Я-13. Это был обычный шар из титанового сплава, диаметром 24 метра, с толщиной стенки 700 мм. В Северодвинске, на заводе атомных подводных лодок, сделали два таких шара. Он имел крышку, как комингс-площадку, внутрь закладывалось оборудование, датчики. Чтобы шар не обнаружили, было принято решение в районе пустыни Харабали сделать колодец диаметром 27 метров и глубиной 24 метра. Оболочка колодца - бетонная стена толщиной 1,5 метра. В этот колодец заливалась вода, как в бассейн, сверху он закрывался металлической крышкой с задвижкой. На колодце сделали платформу. На полигон в Харабали шар доставлялся по внутренним водным путям. Его осадка была 9 метров, а вес составлял 900 тонн. Перевозил Я-13 «Мостранстрест». Сделали специальный трейлер, вкопали его на суше. Во время прилива, когда вода поднималась, его надвигали, а когда вода опускалась, шар потихоньку ложился на трейлер.
Меня руководство назначило отвечать за «Шарик». Операция была строго секретной. Каждый мой шаг контролировался спецслужбами. Буксировали «Шар» тремя буксирами. Ведущий буксир впереди прокладывал путь, а два других: один спереди, другой сзади, «Шарик» буксировали. Для его транспортировки посуху трейлером сделали хорошую дорогу, кругом была охрана. Привезли «Шарик» к колодцу. Он оказался на 2 метра выше земли. Мы сделали платформу и на 40-тонных лебедках на громадных балках закатили «Шар» на колодец. Затем разрезали балки и вместе с балками опустили в колодец. Потом их достали водолазы. «Шарик» утонул, мы его сдали специалистам института ядерных исследований в Троицке. Я познакомился с представителями института, они сказали, что испытания идут, ни одна станция их не зафиксировала. Надо было ставить второй «Шар», но сказали, что хватит и одного. Его порезали на металлолом. Когда я в 90-х встречался со специалистами института в Троицке, «Шарик» работал, но никто об этом в мире и не подозревал. ©
пс
Такой шар из стали толщиной 70 мм будет весить ~900 т.

Память ветеранов подводит..