U235> Вот это и есть официальная позиция Церкви основанная на её вероучении.
Да. Одобрения смертной казни в ней НЕТ. Допустима - да. Желательна - нет.
Мучительская смертная казнь - даже и допустимой НЯП не считается. Несмотря на исторические прецеденты.
Та же католическая церковь, например, минимум дважды меняла отношение к пыткам. Сейчас считаются категорически неприемлемыми как в качестве инструмента дознания, так и в качестве средства наказания. В средние века было иначе. В раннем средневековье - даже до раскола церкви на западную и восточную - папа Николай выступал резко против.
В 866 году, великий папа Николай I следующим образом ответил на вопрос, заданный людьми, которые только что соприкоснулись с христианством:
"Если пойман вор или бандит, отрицающий то, что ему вменяют, вы говорите среди вас, что судья должен бить его по голове ударами и протыкать бока железными шипами, пока он не скажет правду. Этого не допускает ни божественный, ни человеческий закон: признание должно быть не принудительным, а спонтанным; его нельзя вымогать, а добровольно; наконец, если случится так, что после причинения этих страданий вы не обнаружите абсолютно ничего относительно того, в чем вы обвинили обвиняемого, разве вам не стыдно тогда, по крайней мере, и разве вы не признаете, насколько нечестивым было ваше суждение? Аналогичным образом, если обвиняемый, не в силах выносить такие пытки, признается в преступлениях, которых он не совершал, кто, я спрашиваю вас, несет ответственность за такое нечестие? Не он ли вынудил его к такому лживому признанию? Более того, если кто-то произносит своими губами то, чего у него на уме нет, хорошо известно, что он не признается, он просто говорит. Тогда отбрось все это и возненавидь от всего сердца то, что до сих пор ты имел глупость практиковать; по правде говоря, какие плоды ты тогда извлек из того, чего сейчас стыдишься?'
Католическая церковь в ХХ веке вернулась по сути к взглядам Николая, и даже их расширила, там это чётко проговоренная офциальная доктрина- "Катехизис Католической церкви" (1994 ) осуждает применение пыток как серьезное нарушение прав человека.
"Пытки, при которых используется физическое или моральное насилие для получения признаний, наказания виновных, запугивания оппонентов или удовлетворения ненависти, противоречат уважению к личности и человеческому достоинству... В прошлые времена законные правительства обычно применяли жестокие методы для поддержания закона и порядка, часто без протеста со стороны пасторов Церкви, которые сами принимали в своих собственных судах предписания римского права, касающиеся пыток. Какими бы прискорбными ни были эти факты, Церковь всегда учила долгу милосердия. Она запрещала священнослужителям проливать кровь. В последнее время стало очевидно, что эти жестокие методы не были ни необходимы для поддержания общественного порядка, ни соответствовали законным правам человеческой личности. Напротив, эти методы приводили к еще более унизительным. Необходимо работать над их отменой. Мы должны молиться за жертв и их мучителей."
Конечно, православному католический катехизис не указ. Однако и РПЦ чётко осуждает пытки вообще, хотя и не проговаривает специально, что и как средство наказания они недопустимы.
IX.1. Христиане призваны быть законопослушными гражданами земного отечества, принимая, что всякая душа должна быть "покорна высшим властям" (Рим. 13. 1), и одновременно помня Христову заповедь воздавать "кесарево кесарю, а Божие Богу" (Лк. 20. 25). Но человеческая греховность порождает преступления - нарушения границ, положенных законом. Вместе с тем понятие греха, установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление светского права о преступлениях.
// Дальше — na-gore.ru
Церковью осуждаются пытки и различные формы унижения подследственных.
Церковь, не становясь судьей человеку, преступившему закон, призвана нести попечение о его душе. Именно поэтому она понимает наказание не как месть, но как средство внутреннего очищения согрешившего.
Заключение, изгнание (ссылка), исправительные работы и штраф сохраняются в качестве наказания и в современном мире. Все эти виды судебной кары не только имеют смысл с точки зрения ограждения общества от злой воли преступника, но и призваны служить его исправлению. Так, лишение или ограничение свободы дает человеку, поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным. Труд способствует воспитанию личности в созидательном духе, позволяет приобрести полезные навыки. В процессе исправительного труда греховная стихия в недрах души должна уступить место созиданию, порядку, душевному миру. В
...
Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.
Очевидно, что смерть как таковая не может исправить никого. И главную задачу церкви таким образом решать не способна, именно поэтому нежелательна, хотя и может быть допустима.
Импаратив милосердия проговорен чётко и в абсолютной форме "всегда". Без каких бы то ни было исключений - они не предусматриваются.
(естественно, с точки зрения церкви казнь покаявшегося грешника не есть беда и трагедия, а может быть даже и наоборот. Но! При условии, что он УЖЕ покаялся, причём искренне. Казнь же нераскаявшегося - никак не способствует спасению его души.)
U235> Христианство рассматривает смертную казнь не как мщение, а примерно как советское государство, которое во многом позаимствовало, как ни странно, многие вещи из христианской морали: как высшую меру социальной защиты.
Именно поэтому допускает. Хотя и не одобряет.
Как и любое насилие. Допустимо, но при возможности неприменение желательно, даже дорогой ценой - и вот это одобряется.
Самозащита христианина более тонкий вопрос, требует осмымсления. Если неизбежные увечья и смерть приведут к тому, что ваши близкие или семья лишатся нормальной жизни, то самооборона необходима. Не ответил, и вот твои жена и дети потеряли кормильца, возможность образования и так далее.
Если ваша гибель никому не повредит, то в этом и есть трудность. Серафим Саровский стал калекой в результате нападения разбойников при полном отказе от самообороны. Он боялся их убить, или покалечить. Даже больше, он молился потом за этих бедных людей.
Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.
U235> Прощать и отпускать упырей типа Чикатило - еще менее по-христиански
Серафим Саровский не по-христиански себя вёл?
Да и кто сказал, что "простить" непременно равносильно "отпустить"? (хотя вот Серафим вообще, выходит, настоял на полном отсутствии светского наказания)
Опять же, относительно упырей, всё это не человеческого ума дело. Если уж ты христианин.
НЕТ никаких оговорок, кого прощать нужно, а кого можно и не прощать.
Нет и всё, как бы тебе этого не хотелось.