э.х.>> тебе же, как я понял, не хочется соглашаться что заповедь о любви наибольшая
Татарин> Скорее, я не согласен, что она единственная и имеет силу наподобие светской Конституции.
хм, сначала подумал, что аналогия плохая, всё-таки конституции можно переписывать в одно лицо, если сконцентрировать достаточно власти в своих руках.
наверное, для светской аналогии больше подошёл бы Устав ООН о правах человека, который нельзя переписать в чьих-то интересах, только сообща всем странам, и который диктует закон, подчиняющий себе (в идеале) все прочие правовые нормы которые формулируют сами государства.
но ладно, пусть будет Конституция и Уголовный кодекс как аналогия заповеди любви и запретов на конкретную деятельность. в каком-то приближении это отражает суть этики христианства: законы пишут и переписывают без конца, а конституция неизменна и является высшим по отношению ко всем прочим правовым нормам требованием.
так и от христианских запретов, которые шли от древнееврейских предписаний Торы, мало что осталось, а слова о том, что заповеди любви наибольшие знакомы даже не христианам в виде формулы Бог есть любовь.
наибольшесть любви церковью никогда не отрицалась. чего нельзя сказать о необходимости соблюдения конкретных предписаний древним евреям, как надо жить, изложенных в Библии - об этом велись споры уже в момент писания священных текстов, включая знаменитую главу святого апостола Павла, посвящённую обрезанию. мне она вспомнилась в первую очередь как пример практики, которая, как и левират, не только не считается сегодня законом, но кое-где даже и дикостью. но ещё и потому что там Павел заявляет что суд будет не по грехам, а по вере - воззрение, которое впоследствии породило мощные последствия, не только в виде принципа sola fide, но и в виде индульгенций, увы. и это тоже иллюстрация эволюции идей и норм.
ещё два примера приведу, что в Библии фигурирует как древнееврейская заповедь, и сейчас не имеет даже отголосков, а главное, как и пассажи про малакию, имеет более одного толкования и никто не может гарантировать что имелось в виду что-то конкретное. и про гей-секс, кстати, есть толкование, что запрет не касался пар по любви, а относился к покупке секса, как и в случае гетеро.
так вот про заповедь.
не вари козлёнка в молоке его матери
тут и так всё понятно (евреи не готовят в одной посуде мясо и молоко, а христиане вообще против насилия), но суть проблемы со всеми этими запретами из Торы прекрасно, кмк, иллюстрирует вот этот анекдот:
Господь диктует Моисею Тору:- ... не вари козленка в молоке матери его...
Моисей:- O, погоди, минуточку... А-а-а-а, я понял! Это означает - не ешь мясного с молочным?!
Господь:- Hе фантазируй. Пиши, что говорят - не вари козленка в моло...
Моисей:- Aааа, сейчас, ага, все - понял: надо иметь отдельную посуду для мяса и молока!
Господь (раздраженно):- Послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, пиши, что диктуют: не вари козлен...
Моисей:- Bсе, все, вот теперь - понял: после мясного надо подождать шесть часов, прежде чем есть молочное, а после молочного...
Господь (устало, махнув рукой):- Э, делайте, что хотите...
а вот ещё один "завет" из Библии
«ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» Мф. 19:12
так вот, чтобы дурное и опасное для жизни поветрие самокастрации прекратилось, Никейский собор вынужден был запретить эту практику, покусившиись на священный текст)) который на самом деле просто криво поняли.
но практика, к сожалению, существовала ещё долго.
список смертных и не смертных грехов, который мы сейчас повторяем как кукушки, вообще составил какой-то Папа веке в шестом.
так что поводов считать их руководством к действию, нет.
как уголовный кодекс должен быть изменён если он противоречит конституции, так и все запреты должны быть отменены, если они содержат насилие, то есть нарушают закон наивысший.
Татарин> Иначе: нафига бы в библии всё остальное?
так люди же её писали, на языке того, что для них было значимо - а значимы для них были запреты, по которым жили (и кстати, живут до сих пор, если говорить про ортодоксов ) евреи. это была живая ткань их БЫТА, она не могла не профигурировать в текстах как что-то важное. но почему эти дремучие представления должны исполняться сегодня, аргументов не вижу
тем более что огромная часть этих предписаний давно забыта
а то вот патриах Кирилл, помню, хотел вернуть праздник опресноков))
а что, в Библии же велено
ты не празднуешь, часом, нет?