Fakir> 2. Контексты, контексты. Там всякое бывало. И в поведении "бывших", и в общественных настроениях.
Контекст там один - идеология. Луначарский и в меньшей мере Бухарин отвечали за культуру и образование, а цель была идеологическая - построение бесклассового общества. Наиболее ярко эту идеологию оттеняет текст Луначарского, в котором он опасается, как бы новая советская интеллигенция, даже отрезанная от дореволюционных корней, сама по себе не выделилась в новый привелигированный интеллектуальный класс.
Мы будем создавать новую интеллигенцию. Она заменит старую, но не получится ли пропасть между этой интеллигенцией и рабочими?... И может случиться так, что интеллигенция усвоит психологию спеца... Такой отход... будет иметь место для отдельных индивидов, и, вероятно, он будет иметь место не как отход от коммунизма и революции, а как своеобразное толкование их. Эта публика будет стремиться обезопасить себя от влияния якобы устарелой, догматической, ортодоксальной части коммунистов, будет говорить, что жизнь требует нового подхода...
Луначарский, Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем. М., 1924.
Обрати внимание, Луначарский прекрасно осознаёт, что в силу естественных причин более умные всегда будут тянуться друг к другу, образовывать группы, выделяться от остальных, элитизироваться, вытягивать общество в пирамиду. Тем более в условиях, когда нужна эффективность и нельзя притворяться, что все одинаковые. И очень много было сделано, чтобы эту тенденцию искуственно давить, например, массовое производство "интеллигенции" с пониженной образовательной планкой, репрессии, в том числе образовательные, против старых, так называемая «академическая чистка» 1924 г. и т.д.. Сталин понял, что это гроб, и эту политику сломал, тогда у него и появился класс привелигированых инженеров и учёных. Но Хрущёв всё вернул на догматические большевистские рельсы. И это длилось практически до кончины СССР.
при отборе молодежи в вузы нельзя придерживаться лишь «арифметики», проходного балла. Государство, проявляя заботу об источниках формирования интеллигенции из всех социальных групп населения, ведет работу по совершенствованию правил приема в вузы и при этом исходит из необходимости проведения в жизнь социального принципа отбора в вузы
Самойлова Е.С. Население и образование. М., 1978
в зрелом социалистическом обществе социальная политика в области высшего и среднего специального образования направлена на то, чтобы среди студентов удельный вес выходцев из рабочих семей приблизительно соответствовал удельному весу рабочего класса в социальной структуре общества. Поэтому в целях усиления притока детей рабочих в вузах осуществляется социальное регулирование социального состава студенчества
Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. М., 1983
В Восточной Европе потому и удалось смягчить удар коммунистической идеологии, и вернуть страны относительно быстро на нормальные рельсы, что после войны революционный накал выдохся и коммунистам в новых странах соцблока не удалось вырезать старые классы и разорвать связь поколений, уничтожить стремление людей ориентироваться на лучшие образцы. Это, в частности, признаёт Кара-Мурза:
Особую роль в Чехословакии, как и в других странах Восточной Европы, стала в 60-е годы играть интеллигенция. Как отмечали социологи, «восточноевропейская интеллигенция, преимущественно „новая“, создала тип культуры, тесно связанный со „старой дворянской культурой“ и, сохраняя преемственность с ней, воспринимала себя как национальную элиту»63. К концу 60-х годов интеллигенция Чехословакии из элитарного слоя превратилась в массовый, но попытка создать «интеллигенцию с рабоче-крестьянским сознанием» не удалась. Интеллигенция ощущала себя особым харизматическим слоем общества, ответственным за судьбы национального развития и передачу национальных ценностей последующим поколениям. Своеобразием этого положения было, по словам социологов, то, что интеллигенция «фактически заняла социальные позиции буржуазии, сохранив ментальность аристократии». Эти установки поразительно быстро усваивало и молодое пополнение интеллигенции из семей рабочих и крестьян.
Надо сказать, что и сами эти страны не обладали такой огромной долей полуграмотного рабоче-крестьянского класса, из которого можно было лепить что угодно.