Президенты России и США договорились провести саммит в Будапеште. «Маятник Трампа» снова вернулся в зону договоренностей с Москвой
// monocle.ru
Чтобы понять, почему Дональд Трамп так часто выполняет кульбиты во внешней политике, нужно ознакомиться с его автобиографической книгой 1987 года «Искусство заключать сделки». В ней Трамп поведал о себе немного больше, чем следовало будущему президенту. Он предстает перед читателями человеком неглупым, с выраженными лидерскими качествами, но слишком поверхностным и самовлюбленным, а также не умеющим признавать собственные ошибки. Он не любит кропотливой рутинной работы, предпочитая делать ставку на нестандартные ходы и рассчитывая на собственный ум, интуицию и удачу. А
пытаясь заключить очередную сделку, Трамп не только не считает зазорным прибегать к блефу, но и явно гордится этим умением. Он утверждает, что мало обладать хорошим товаром, чтобы продать подороже, — необходимо создать вокруг него ажиотаж, используя «невинное хвастовство, призванное поразить воображение публики».
В своих мемуарах Трамп вспоминал, что после окончания военной академии (куда его отправил отец в надежде обуздать буйный нрав сына) он подумывал о поступлении в киношколу. И хотя Трамп выбрал карьеру бизнесмена, тем не менее на его счету более двух десятков эпизодических ролей в фильмах и сериалах, где чаще всего он играет самого себя. Кроме того, он 11 лет отработал ведущим телевизионного реалити-шоу «Кандидат». Можно сказать, что в образе шоумена, находящегося в центре общественного внимания, Трамп чувствует себя как рыба в воде. И начинает «задыхаться», столкнувшись с необходимостью читать груду скучных документов или вести рутинные переговоры.
Если Трамп строил небоскреб в Нью-Йорке, он помимо выгоды рассчитывал, что об этом будут говорить все вокруг. В книге описан поразивший его случай, которому любой другой нормальный застройщик не придал бы никакого значения. В местных теленовостях как-то сообщили, что Трамп собирается построить самый высокий небоскреб в Нью-Йорке, сразу после сюжета о саммите президента США Рональда Рейгана и генсека СССР Михаила Горбачева. Вы не видите связи? А Трамп увидел: телевидение поставило его практически на одну доску с самими могущественными людьми мира!
Именно стремление всегда быть на экране и находиться в центре внимания превратило Трампа в «знаменитого миллиардера», поскольку его реальные деловые успехи были относительно скромными. Дональд Трамп начинал карьеру бизнесмена не с чистого листа, а в девелоперской фирме отца Фреда Трампа, имущество которого на тот момент оценивалось примерно в 250 млн долларов (около 2 млрд долларов в современных деньгах), и мог пользоваться обширными деловыми связями семьи. Его состояние до прихода в политику не превышало 4,5 млрд долларов, а в конце 1980-х Трамп едва не разорился полностью. При этом самые богатые бизнесмены США — Илон Маск, Джефф Безос и Марк Цукерберг начинали с нуля и сумели заработать сотни миллиардов.
Погоня за большими деньгами и вниманием публики неизбежно привели Трампа к мыслям о большой политике. Он вспоминал, что экс-президент США Джимми Картер вскоре после поражения на выборах попросил у него пять миллионов долларов на свою президентскую библиотеку, чем предприниматель был «ошарашен». «Это происшествие кое-чему научило меня. До того момента я не понимал, каким образом такой посредственности, как Джимми Картер, удалось занять пост президента США. А рецепт оказался прост: при всем своем неумении исполнять обязанности государственного мужа он обладал потрясающей способностью, чутьем, нахальством требовать невообразимого, экстраординарного. Именно эта черта сыграла решающую роль в его победе на выборах», — писал Трамп.
Позже, ориентируясь на очень высокие оценки президентства Рональда Рейгана гражданами США, Трамп старался представить себя его искренним почитателем и последователем. А в 1987 году разоткровенничался, назвав Рейгана «блестящим, великолепным лицедеем», благодаря чему тот смог завоевать сердца американцев. «Лишь сейчас, спустя семь лет, они начали задаваться вопросом: а было ли что-нибудь за этой широкой обаятельной рекламной улыбкой?!» — констатировал Трамп.
Предприниматель-шоумен взял на вооружение «потрясающую способность требовать невообразимого» и «лицедействовать» не только в области внутренней, но и внешней политики. Он может легко потребовать у Дании отдать США Гренландию, у Панамы — контроль над Панамским каналом, а от Канады — расстаться со своим суверенитетом.
Затем Трамп может легко отказаться от своих первоначальных запросов, а «диалог» с шокированным оппонентом уже завязался. Эффективность этой схемы в области внешней политики довольно сомнительна, но Трампу она нравится: в таком возрасте люди не склонны переучиваться.
В книге 2011 года «Былое величие Америки» Трамп, комментируя нападки прессы на себя, отмечает, что политическая жизнь не имеет ничего общего с реальностью. И будущий президент изо всех сил создавал нужную для себя реальность, зачастую совершенно спокойно отрицая всем очевидные вещи, а иногда выдавая желаемое за действительное или попросту лукавя. Например, в ходе президентской кампании 2024 года, выступая на митинге перед сторонниками и критикуя президента Джо Байдена за высокую инфляцию, миллиардер заявил, что они с женой не могут позволить себе купить сильно подорожавшее мясо. А когда он заявляет, что остановил восемь войн, может показаться, что Трамп издевается над слушателями, но таким образом он просто «работает политиком».
В то же время постоянная ориентация Трампа на информационное пространство делает его уязвимым для манипуляции. Например, в свой первый президентский срок президент собирался восстановить отношения с Москвой, но сфабрикованное Демократической партией и подхваченное прессой досье «о связях с Кремлем» заставили его «доказывать свою невиновность», постоянно вводя новые санкции против России.
Подводя итог, надо понимать, что Трамп при принятии окончательных решений всегда руководствуется сложной мотивацией, состоящей из понимания (не всегда объективного) пределов возможного, личных интересов, интересов страны (в его понимании) и отчасти личных эмоций.
Затем переговоры Москвы и Вашингтона возобновились и прошли настолько успешно, что стало возможным проведение саммита на Аляске. Казалось, что лидеры России и США обо всем договорились и остались чисто технические вопросы: поставить в известность о решении украинские власти и европейских союзников Вашингтона. О непослушании не могло быть и речи — все помнят, как Трамп выгнал из Белого дома попытавшегося возражать ему главу киевского режима Владимира Зеленского, затем назвал его «диктатором без выборов», а также прекратил поставки Украине оружия и развединформации.
Однако на этот раз президент США предпочел сделать вид, что не смог уговорить Зеленского, предложив Путину договариваться с ним лично. Но Москва восприняла это предложение как попытку Вашингтона изменить в свою пользу ранее согласованные позиции и отказалась от приглашения в эту дипломатическую ловушку.
Заявив о возможности ВСУ выйти на границы 1991 года или «даже дальше», Трамп явно поставил Зеленского в сложное положение, поскольку даже Киев в этом году перестал врать украинцам о возможности военной победы. Украина еще сохраняет некоторое количество военных частей, укомплектованных идеологически мотивированными солдатами и иностранными наемниками, которые позволяют удерживать фронт от обвала и совершать небольшие контратаки. Но этими силами невозможно даже остановить продолжающееся российское наступление, не говоря уже о возможности начать собственное.
Насильственная мобилизация на Украине, когда мужчин хватают на улицах и отвозят на фронт, принесла ожидаемые результаты: похищенные люди при первой возможности разбегаются по домам. С января 2022-го по сентябрь 2025 года на Украине за самовольное оставление части и дезертирство возбудили 290 тыс. уголовных дел, из которых 200 тыс. были возбуждены за последний год и 20 тыс. — за август 2025-го. То есть число дезертиров стремительно увеличивается. При этом местные эксперты отмечают, что эта статистика не в полной мере отражает реальное положение дел — командиры не всегда сообщают об отсутствии военнослужащих, поскольку не желают нести дисциплинарную ответственность.
Начало проседать и материально-техническое снабжение украинской армии. По подсчетам Кильского университета экономики, европейская военная помощь Украине в июле и августе этого года сократилась на 57% относительно среднемесячных поступлений первого полугодия.
Единственной возможностью для Белого дома получить хоть какую-то пользу от закрытия убыточного и явно терпящего крах проекта «Украина — анти-Россия» — это возобновление переговоров с Кремлем. Тем более что Трамп уже успел продемонстрировать «силовое давление» на Москву с помощью военных угроз, «принудив ее к переговорам», чем застраховал себя от новых упреков в «пророссийскости».