Татарин>> Как МЫ СЕЙЧАС знаем, другие, альтернативные, в том числе построенные строго по Марксу,
Fakir> 1. Систем, построенных строго по Марксу - нет, не было, не могло быть и не надо. Пойми хотя бы такую простую вещь.
А, ну то есть "его не так поняли".
Ты когда говоришь "пойми такую простую вещь", для начала убедись, что "вещь" именно, что может быть
понята вообще, и делай, всё же, различие между принятием религиозных догм и пониманием.
Я не буду уверять, что СССР был построен "по Марксу", в конце-то концов, религиозный фанатик всегда может сказать, что "вот тут запятую не учли", "Маркс давал теоретическую базу и метод, а не прикладной рецепт" или там вообще "всё зависит от исполнителя, дай, мол, дураку стеклянный член". Отмазок тут могут быть тысячи, и ВСЕ они строго неинтересны.
Факт в том, что многократные попытки применить теорию Маркса были, все они начинались резнёй по заветам классика, и заканчивались тоже плохо. Впрочем, и это само по себе - так, заметка на полях.
А главный тезис ты тихо спустил на тормозах: коммунисты в России делали то же самое, только в предельно жёстком варианте, который и не снился никакому капиталисту. С полным отрывом рабочего (или крестьянина) от управления и контроля. Ну, со всеми вытекающими последствиями, которые сейчас "пересочинить" не сможет даже коммунист-фанат "небесного СССР". Собссно, эти последствия отчуждения людей от их труда СССР и прикончили: в какой-то момент слишком многим слишком на много стало плевать, и даже защитить
само государство никто не вышел - "там в облкомах дядьки, вот они за нас пусть и думают".
>Такие заявления - уже маркер. Абсолютно деревянного, ригидного, предельного зауженного чёрно-белого мЫшления.
Или... Или, как вариант, они индикатор. Как лакмус.
Которые выявляют ридидное, догматичное, предельно зауженное чёрно-белое мышление. Всё-таки, для того, чтобы сказать, что СССР (в котором марксизм был обязателен к обучению для всех управленцев, а портреты Маркса были везде) строился НЕ ПО МАРКСУ, нужно либо запредельно продвинутое двоемыслие (и нормальному человеку сложно представить этот извив мысли, ибо изгибом это не назвать), либо, всё же, банальный фанатизм, который отталкивается от некоего тезиса (типа "Маркс был прав") и все остальные логические построения делает уже от него.
Я легко представляю себе, как ты на лету и незаметно для себя придумываешь какое-нить определение, "что такое система, построенная по Марксу", под которое не подходит СССР, и затем, воодушевлённый новообретённой правотой, ломишься громить глупых тупых еретиков.
Давай просто сойдёмся на том, что СССР применял теорию Маркса очень широко и всемерно.
Fakir> Уж тем более не громили крупный капитал. Меняли капиталистов - такое было.
То есть, собственность крупных капиталистов не национализировали, а просто передали в собственность капиталистам другим? угу?
Ты сейчас пишешь очень-очень новую историю.
Fakir> И то... далеко не так редки были коллизии, когда бывший владелец фабрики там или мельницы после революции и национализации внезапно до конца жизни (нет, не обязательно в расстрельном подвале) работал её директором или главным инженером.
А! Иногда даже их не расстреливали (в смысле, не сразу). А оставляли при бывшем их же деле мальчиком на побегушках! Круто. И ты всерьёз только что что-то говорил о проблеме отчуждения человека от его труда?
Fakir> Ты походу так ничего и не понял в проблеме отчуждения, в самой постановке. ...Это психологически-мировоззренческая проблема, формирующая мироощущение.
Или у тебя, что куда вернее, на этом пункте срабатывает престустоп. Как видно из предыдущего абзаца - взять у человека дело, отобрать его и оставить побегать там главным инженером при "правильном" революционном начальнике или даже пососать леденец на обломках - это, конечно, совершенно не проблема, а революционный процесс, формирующий у "главного инженера"
правильное мироощущение.
Я, если честно, нифига не понимаю, зачем ты вот всё это пишешь. Ладно бы прошло 150 лет, и ни я, ни куча других людей не видели бы КАК всё это было, насколько глубоко временами советским трудящимся было посрать на процесс и результат. Именно в результате марксистких преобразований и коммунистического воспитания посрать.
Я вот, как пример, помню, как к общаге, где мы жили, прокладывали дорожку (асфальтовую!) с озеленением. Грузовик остановился метрах там в 100 от начала дорожки через ЖД насыпь, рабочим было влом ходить за саженцами (а может, и копать), они пошли и нарубили веток топором веток с деревьев поближе и повтыкали вдоль дорожки, при этом с ржачем объясняя нам (мелкими мы крутились вокруг движухи), что день-то точно простоИт, а дальше - кто там разберёт? Я тогда было ляпнул, что нам-то вдоль ходить, и с деревьями-то было бы прикольно, но меня одёрнули свои же - соседи-пацаны, только чуть постарше: тебе что, больше всех надо?
Наверное, эту фразу вообще можно было спокойно сделать девизом позднего СССР.
То, что ты называешь (точнее, пытаешься сдвинуть фокус, чтобы соскочить) "проблемой отчуждения" - проблема отвественности. В капитализме на массовом производстве она усложняется, потому что рабочий ЛИЧНО не сталкивается с ПРЯМЫМИ последствиями своего хорошего или плохого труда. Поэтому нормальный капиталист строит систему по переносу и распределению этих последствий на рабочую силу. Собссно, рынок - часть этой системы. Система получается сложной, кривой, с массой посредников и не всегда верно работающей.
Но в СССР - ЕЁ ПРОСТО НЕ БЫЛО. Ну, в начале ещё пытались что-то делать, а потом просто забили болт (и забили болт по этой самой причине - в диктатуре пролетариата выстраивающие систему тоже были отчуждены от результатов своего труда).
Любые твои попытки противопоставить тёплую ламповую социалистическую потогонку холодной бездуховной капиталистической на той основе, что в тёплой социалистической "рабочий что-то там чувствовал" - бредовы.
В буквальном смысле - это твой бред. Иллюзия, в которую ты можешь верить, и которая бы работала, если б в неё же верил рабочий. Но он, даже если когда-то верил, в какой-то момент верить перестал. По простой и банальной причине: никакой связи с реальностью. Что толку от того, что рабочего называют "хозяином завода", если он там никто, его зарплата не зависит от труда, и даже получить жильё "от своего завода" он может только по решению парткома, который посмотрит "кому нужнее"?
Если я мою пол в своей квартире - я пользуюсь его чистотой, если не мою - хожу по грязному. Так работает прямая связь "действие-результат" для хозяина в простом бытовом примере. В твоих (марксистких) бредовых видениях можно вместо найма за адеватные деньги зачислить с улицы уборщицу в штат, назвать "хозяйкой" и пусть убирает за копейки - это "её же" квартира (покуда убирает)! Ну пойди, поищи таких идиотов.
Как только реальная и непосредственная связь между работой и личным результатом для работника разорвана, уж как ты его ни называй хозяином, долго этот обман не продержится.
Fakir> Принципиальная разница между латифундией и колхозом - в собственности. В праве голоса при принятии решений, т.е. участии в управлении.
Опять пошёл марксисткий бред... и я не буду даже объяснять почему и в чём.
Не нужно.
Просто возьми позднесоветский колхоз, где всем на всё посрать. И объясни
себе (даже не мне, себе для начала), как же так вышло, что от крестьянина, для которого земля была всем, дошли до вот ЭТОГО. А если ты начнёшь рассказывать про массовое благорастворение воздухов в колхозах... то вот даже не начинай. Видели, знаем.
Татарин>> То есть, СЕЙЧАС это уже просто ложь.
Fakir> Сейчас всё в целом также.
Сейчас это ложь, потому что есть исторические примеры, когда отчуждал НЕ капитализм. То есть, ты утверждал, что отчуждение - фишка капитализма, так вот это ложь. Не его. Побочный эффект массового производства и сложной товарной экономики с массой товаров b2b (где большинство людей - не распоряжаются своим временем в полной мере, не имеют контроля над процессом и далеко от приложения конечного результата своего труда, будучи связаны массой посредников и управленцев).
Fakir> Вот что меня удивляет - неоднократно в этом контексте помянул японцев, а ты даже не спросил, чем же они такие особенные
Просто не очень волнует, что ты там придумал по их поводу.
Fakir> Да ты вообще не въезжаешь, почему, за что и кто там раскулачивал или не раскулачивал.
Ты эта... поосторожнее с раздачей таких оценок.
Для такой раздачи тебе нужно быть совершенно уверенным в том, за что и кто там раскулачивал или не раскулачивал. То есть, тебе нужно быть непосредственным участником процесса с большй статистикой, либо... да, сумасшедшим фанатом, который свои
впечатления, почёрпнутые из литературы, принимает за эталон правды, относительно которого можно мерять всё остальное. И вот так вот, объективно, у нас с тобой никак не первый случай. Ты не участник. Нет.
От двух моих прадедов остались дневники. В их случаи я вполне вообще въехал.
Fakir> (хинт: моего прапрадеда, зажиточного "справного хозяина", хотели было раскулачить году эдак в 30-м - вписались односельчане: "да какой он кулак, он только семьёй работал, без батраков!". Не раскулачили.)
И? А моих убили.
(И твоего могли бы, если б не вступились. Ну вот если б жену у кого-то активного увёл, или из-за межи посрался. Я уж не говорю про батраков... Ну да, нанял людей поле вспахать - расстрелять, нормально же. Ибо нефиг.)
Fakir> Хватит уже с США сравнивать по абсолютным параметрам - это идиотизм, у слона всегда толще. Если б в альтернативной реальности в США в районе начала ХХ века был построен социализм любой модели, а в России остался и даже усовершенствовался капитализм - соотношение по всем макропоказателям бы изменилось несильно.
Мне нравится, что ты свои из пальца сосанные предположения берёшь за основу для сильных выводов.
"У слона всегда толще" - всё. Точка.
А поэтому хоть режь людей, хоть стреляй, взрывай заводы, отдавай землю, гражданскую войну устраивай, строй социализм, никакой разницы с тем, как если б строить заводы, людей беречь и развивать капитализм нету. И быть не может. Потому что.
Татарин>> доведя советское село до невозможного ранее состояния чуть ли не повального алкоголизма
Fakir> Бред номер очередной. Уже считать задолбаешься!!!
?! Хрена-се.
Эта... ты погоди... ты утверждаешь, что повального алкоголизма в колхозах и вообще советской деревне не было?
Fakir> Село было в состоянии повального и запредельного алкоголизма задолго до большевиков и вообще безо всяких большевиков.
Ну да, ну да...
Fakir> Советские медики гордились - и заслуженно - полным искоренением в советское время детского алкоголизма.
Советские могли гордиться чем угодно, до 70-х годов разные отрасли с 1913-м годом сравнивали. Потом народ уже немножко ржать начал, так что перестали. А так - да.
Одних только беспризорников революция и гражданская война наплодила столько, что потом десятки лет разгребали.
Fakir> Заодно может, до кучи, перестанешь повторять бред про якобы инициативу большевиков об обобществлении женщин.
Факты, как они есть. То, что тебе они не нравятся и ты их "преступстопишь" их не отменяет.
Ленина я тебе цитировал. Были "перегибы на местах"©, были.
Fakir> Тоже нюансы, тоже не совсем так. Отчуждения не было, разумеется, но и полновластным субъектом он не был - роль общины.
Так пойди же, наконец, простым логическим ходом: уж если община "играла роль" в частном хозяйстве отдельного крестьянина, и тем отчуждала его труд, то уж не п.здецом ли был колхоз? Который не просто "вмешивался", а конкретно так заставлял делать то, не делать это, в определённые рабочие часы и согласно выработанной председателем колхоза стратегии?
Что тут сложного-то?
Даже при чистом честном найме хотя бы есть тот конкретный субъект, с кем договориваешься о сделке по обмену труда и результатов на блага для себя. А в колхозной коммунне - фиг проссышь, как и что тебе отсыпется за работу, с массой критических зависимостей от общины. Найм в самом ухудшенном варианте.
Fakir> Если ты думаешь, что 1) такого (пить горькую во время жатвы даже) не было никогда раньше и 2) такое было повально после - ты живёшь в мире разноцветных пони.
А если ты считаешь, что теоретически возможные абсолютно исключительные случаи до можно приравнять к вполне себе обычной практике после - ты тоже.
Последнее, если что, наблюдали сами, "на картошке" (к слову, сам выезд школьников на картошку - типа, вынужденная мера, потому как крестьяне "не справляются", угу).
Тут, знаешь, ещё вопрос, а не мерещатся ли ТЕБЕ всякие цветные пони, когда ты выглядываешь в мой реальный мир?
Fakir> Она следствие не столько капитализма как такового, сколько его развития, которое в силу особенностей капиталистической модели идёт довольно быстро, и именно в его рамках быстрее приводит к конвейерной модели глубокого разделения труда.
Ну да. В социалистическом варианте оно ещё и усугублялось социалистическими особенностями типа "оплата по тарифу" или там "план" (когда заводу, фактически, было пофиг на качество), то есть, сломом ВСЕХ инструментов переноса отвественности за результат по цепочке переделов.
Конвеерное производство, сложные цепочки переделов - это возникло просто с развитием и усложнением технологий.
Просто капитализм сумел приспособиться к усложнению производства. А социализм нет. Точнее, социализм и не пытался, ибо там куда ни ткнись - сразу начинается эксплуатация. А эксплуатация - это не когда в гальваноцехе без вытяжки по 12 часов в день, а когда проклятые спекулянты, наживающиеся на рабочем народе, выстраивают цепочки поставок и определяют цены. Так нельзя.
Поэтому гоним тонны г**нодела, всё равно схавают и так. А раз на выходе завода может быть г**но и всем пофиг, с директора начиная, то чего рабочему-то дёргаться? Он отсидел с 8 до 6 и пошёл домой, в выделенную государством квартиру, и уж как он ни дёргайся, больше она не станет, потому как
не положено, есть те, кому большая квартира нужнее будет.
Ну вот так оно и...
На этом фоне капитализм, выработавший систему обратных связей, семантическое пространство и нарратив для простого объяснения системы всем и каждому, смотрится офигенно. Да, проблема есть, но решилась же... как-то. Неидеально, ну так, постоянно работают и над решениями получше: развитие малого и среднего бизнеса - это вот как раз попытка приблизить работника к хозяину и наоборот. Правда, в России это как-то по-своему понимают... но то такое... Издержки недопонимания. Поймут.
Fakir> Каким на член рабом может считаться колхозник?!!!
В смысле? А кем он может считаться, если НЕ рабом?
Он был привязан к колхозу (до 60-х), он был ОБЯЗАН отработать трудодни, он получал пайку и арендное жильё, чтоб не сдохнуть. Если бы он не был бы рабом, он имел бы свободу, например, не работать, а только вести своё личное хозяйство, свободу продавать продукты своего труда, свободу перемещения и найма, мог бы иметь в собственности землю и средства производства.
Одновременно.
Fakir> Не, ну я понимаю еще можно постонать относительно недостаточно привлекательных закупочных цен на отдельные виды продукции. Но в лично не отвечающих рабов?!!!!
Ну да. А как колхозник был лично заинтересован в результате своего труда? Только через председателя.
Может возникнуть иллюзия, что ситуация та же, что при капитализме у наёмного рабочего (батрака) при капитализме. Но нет. У колхозника до определённого момента даже не было права пойти наняться к другому. Про выкуп земли в собственность я и не говорю. Ближайший аналог колхозника - илот. Трудяга на государственных землях.
Fakir> Ты в курсе, что многие колхозы существовали все 90-е??? Когда вот никак уже не были обязаны, казалось бы?
В курсе, конечно. Инерция же, это нормально.
Ты в курсе, что НОВЫХ колхозов не создаётся?
Чисто логически: вот это было бы как раз показателем. Если система справедлива и удобна для всх её участников (а со стороны всем тем более пофиг), то почему она не живёт? не развивается?
Fakir> То есть система как именно система, в принципе - рабочая была. Ну, как если даже 80% моделей самолётов разбивается - это еще не значит, что сама идея самолёта г..но: надо уметь и проектировать, и строить, и эксплуатировать, и управлять.
Ох... даже комментировать не буду.
"Но в главном он прав"© - вот это точно утомило уже.