Реклама Google — средство выживания форумов :)
— Реформа Академии наук: что бы вы сказали о ее результатах?
— Результаты противоречивы. Реформа была шоком, но этот шок заставил многих мобилизоваться. А других, в том числе молодых, наоборот, оттолкнул от науки — слишком много риска, неизвестности, неясные перспективы. Историки понимают, что структуры управления не могут быть неподвижными, прежняя система была настроена в советское время и было вполне ожидаемо, что она будет меняться. Но если предполагалось, что реформа обеспечит качественный прорыв, то эта задача не выполнена. Институт археологии, как и многие другие научные учреждения, адаптировался к новым формам управления, однако я уже говорил, что общая задача модернизации гуманитарных институтов не решена. Управление наукой сегодня избыточно усложнено и зарегулировано, и это не злая воля российских бюрократов, а скорее общемировое поветрие. В России, где ресурсов в науке меньше, наступление бюрократии ощущается особенно болезненно. Система управления должна быть перенастроена так, чтобы она стала более гибкой, рассчитанной на самоорганизацию. Ученые должны быть полнее вовлечены в управление этой сферой.
— Очень непростая тема, поскольку я не просто академик, а еще и академик-секретарь отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН. Могу с сожалением отметить, что начиная с 2013 года, с момента старта реформ, академия никак не может стабилизировать свою работу. Негативные процессы продолжают действовать, и это для нашего общества тревожный сигнал. Так получилось, что академия выпала из системы принятия государственных решений, связанных с наукой, с технологическим развитием, и это очень плохо. Свято место пусто не бывает, и взамен появляются совершенно непонятные «эксперты» и принимаются еще более непонятные решения по тем или иным вопросам.
Потерялась координация в научных исследованиях и, самое главное, на мой взгляд, идет ухудшение имиджа члена РАН и его авторитета. Наука тонкая вещь, и особенно — роль личности в науке. Когда мы начинаем расшатывать устои, которые формировались, несмотря на все передряги на протяжении столетий, наступает ощущение, что разрушение будет ужасным.